Великое переселение столиц

Как-то раз, сидя на кухне за рюмкой чая, мы с моим хорошим знакомым, обсудив все возможные наболевшие личные вопросы, обратились, как это, возможно, бывает у многих, к проблемам становления государственности России. Пожелав "хорошей" жизни всем олигархам, проклятым чиновникам с бюрократами и прочим злодеям, не дающим нормальным людям вольно дышать и радоваться каждому наступающему дню, мы озадачились вопросом: а что, собственно, нужно сделать, чтобы осуществить все надежды и чаяния российского народа?
Ответ пришёл сам собой: Карфаген должен быть разрушен! Кто виноват в том, что денежные потоки уходят в Москву? Почему в провинции так не любят москвичей? Почему все, при общей нелюбви к столице, всё же стремятся туда всеми возможными и невозможными способами? Как избежать подобной несправедливости? Озарившая нас мысль потрясла своей новизной, свежестью, простотой и оригинальностью: надо Москву расселить!

Распределение столичных функций будет способствовать рациональному распределению финансовых потоков и экономическому подъему субъектов федерации, упрочению целостности страны, ее дебюрократизации. А современная система телекоммуникаций, в том числе и использование телеконференций, электронных подписей, полностью позволит обеспечить взаимодействие всех органов власти вне зависимости от их территориального расположения.

Пусть в каждом регионе или области будет своя столица, которая будет самостоятельно расти, поднимая регион, его экономическую и социально-политическую инфраструктуру до мирового уровня. Ведь действительно, Вашингтон или Берлин не являются самыми крупными городами, но, тем не менее, с успехом выполняют свои функции главного города государства.

Вдоволь насладившись рассуждениями о будущем России и довольные собой мы отправились на покой. А через несколько дней как гром среди ясного неба грянула новость: депутат Валерий Гальченко внес в думский комитет по госстроительству пакет предложений о "рассредоточении центральных государственных органов власти по крупнейшим городам России". Подивившись такому удивительному совпадению я решил сравнить оба проекта.

Москва, по мнению Гальченко, должна остаться главной столицей России, в которой будет находиться резиденция президента и дипломатические представительства иностранных государств. Второй столицей России Санкт-Петербургу отводится роль культурной столицы. Всего же, помимо Москвы, столичными функциями предложено наделить еще восемь городов и одну область. Так, правительство будет переведено в Екатеринбург, Дума — в Нижний Новгород, Совет федерации — в Новосибирск, Центральный банк — в Красноярск, а Конституционный суд — во Владивосток.

Более того, часть столичных функций предложено передать Московской области. В дальнейшем, как сказано в пояснительной записке к пакету законопроектов, могут быть приняты решения о перемещении других органов исполнительной власти в регионы в соответствии с их экономической специализацией (видимо, уже на уровне отдельных министерств). Все субъекты федерации, приобретающие столичные функции, могут быть наделены дополнительными финансовыми средствами.

Словом, идея хотя и утопичная, но имеющая в своей основе рациональное зерно. Правда в проекте не указано, во сколько обойдется создание распределенной столицы, каковы будут расходы бюджета на поддержание документооборота, есть ли подходящие под размещение государственных органов власти комплексы зданий в городах, куда предполагается переместить большую часть столичного чиновничества.

Впрочем, всё это не так уж и важно. Главное, подать идею и обосновать, а уж дальше она сама будет зреть и ждать своего часа (если, конечно, не погибнет раньше).

Хотя по части обоснования проекта г-н Гальченко не учёл всех моментов.
Например, несколько удивило сравнение с Казахстаном. Как полагает депутат, президент Казахстана Назарбаев перенес столицу с юга страны из Алма-Аты на север, в Астану, не случайно. Таким образом он защитил от возможной экспансии России степные территории Казахстана и сказал нам: мол, не видать вам их. По такому же принципу предлагается защитить наши восточные территории перенеся Конституционный суд во Владивосток. В какой-то степени это справедливо, но сравнение с Казахстаном неуместно, поскольку перенося стлицу в Астану Назарбаев руководствовался совсем другими мотивами.

Возможно возникнут проблемы при рассредоточении органов власти по разным городам. А ежли бумажку какую подписать надо? Так это что, лететь из Владивостока в Москву? К тому же чиновники тоже люди, у них свой семейный бизнес. Негоже быдет разводить по разным частям страны семьи.

Исходя из этого, можно предложить несколько других альтернативных вариантов.

1. Взяв на вооружение пример Золотой Орды, сделать мобильную столицу. Пущай себе наши дорогие слуги народа кочуют по городам и весям, не задерживаясь долго на одном месте. И жизньна местах станет им ближе, и должность чиновника станет действительно трудной и опасной.

2. Принимая во внимание фактор необходимости сосредоточения всех чиновников в одном месте, а также учитывая шаткое здоровье иных, переносить столицу из одного региона в другой в порядке живой очереди. Выбрав один из сложных регионов, переселить туда наших руководителей. За несколько лет в результате притока капитала регион поднимется на новую высоту и можно будет с чувством выполненного долга переезжать дальше. Наиболее активные и востребованные члены правительства последуют выполнять свою дальнейшую миссию, а те, кто по тем или иным причинам не способен к таким тяжёлым нагрузкам, могут остаться на месте или же вернуться домой, принося пользу государству на другом посту.

3. Сейчас Москва действительно слишком перегружена управляющими функцими. Однако не факт, что крупный капитал будет следовать за столицей. Поэтому Москве можно оставить глобальные функции, как столице государства, но более мелкие впоросы административно-хозяйственного значения передать нескольким городам, сделав их столицами федеральных округов. Например Дальневосточный, Сибирский, Центральный.

Словом, вариантов предостаточно. Огорчает только одно. Проект заранее обречен на провал и "Народная партия" в лице г-на Гальченко это прекрасно понимает. Но по сути, этот популисткий проект не более чем предвыборный трюк. Эта идея наверняка будет поддержана некоторой частью избирателей и поможет таки "Народной партии" преодолеть 5%-ный барьер.

Вместе с тем, отмечая утопичность данной идеи, многие эксперты разделяют мнение о том, что России нужна масштабная административно-территориальная реформа. Если до переноса столиц дело и не дойдёт вовсе, то необходимость перехода на новую форму административно-территориального деления давно уже назрела. Между регионами и Центром давно уже возникла напряженность в отношениях. Синдром гиперцентрализации власти и капитала характерен практически для каждого региона, где его руководитель является этаким местечковым царьком, волным распоряжаться региональными ресурсами исключительно своему разумению.
Поэтому необходима большая прозрачность границ между регионами, необходимо устранить удельных князей, правящих своей территорией безраздельно устанавливающих режимы, принципиально отличающиеся друг от друга. Как это сделать — другой вопрос. Возможен давно уже обсуждаемый вариант укрупнения регионов, возможно другое решение проблемы, ждущее своего звёздного часа.

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/88/351/11000_authorities.html

Обсудить