Война за умы: как укрепить имидж России?

Россия намерена вложить в программу содействия международному развитию порядка $4-5 млрд. Об этом в интервью газете "Коммерсантъ" рассказал глава Россотрудничества Константин Косачев. Цель данной программы - улучшить имидж России в странах СНГ.

Среди возможных проектов Косачев назвал программы по повышению доступности и качества образования в этих странах. Он рассказал, что есть программы восстановления профтехучилищ в Киргизии и Таджикистане. Россия, по его мнению, могла бы снабжать их преподавателями и учебниками. Взамен страна получила бы "повышение уровня образованности рабочих мигрантов" и укрепление позиций русского языка.

Все это, конечно, важно. Однако имидж России следовало бы улучшать и разными другими путями, апробированными опытом истории. Сегодня, когда наша страна сталкивается с неслыханной по масштабам информационной агрессией стран НАТО и США, речь в первую очередь идет о войне за умы. То есть имидж России следует укреплять не столько в государствах СНГ, сколько в дальнем зарубежье. И вот тут нам на помощь приходит опыт истории. Ведь в ней же практически все повторятся. Хотя, разумеется, отличия  и были и есть.

Ну вот, например, кого из нас не возмущают двойные стандарты западных СМИ, демонстрирующих и выпячивающих одни сюжеты и очень кратко подающие (а то и попросту замалчивающие!) все другие! Публикуется и откровенная ложь в отношении позиции России и ее действиях на той же Украине. И все это в порядке вещей. 

См. также сюжет Pravda.Ru об информационных войнах

Впрочем, закулисную сторону такой вот политики при помощи продуманных пиар-акций и проплаченных СМИ можно даже увидеть своими собственными глазами. Достаточно посмотреть очень забавный, хотя и снятый в стиле "черной комедии", американский художественный фильм "Плутовство" ("Хвост виляет собакой") Барри Левинсона, снятый в 1997 году по мотивам книги Ларри Бейнхарта "Американский герой".

О чем он мне сейчас лучше не рассказывать - лучше, как говорится, увидеть собственными глазами. Но вот показанный там механизм информационного воздействия на общество он отнюдь не выдумка режиссера - все это было и есть. Есть там и замечательные слова, о которых следует помнить всем имиджмейкерам: "Почему собака виляет хвостом? Потому что она умнее хвоста. Если бы хвост был умнее, то он вилял бы собакой".

Между прочим, хорошо известно, что российская государственность на уровне внешней политики уже с эпохи Петра I сталкивалась с проявлениями информационной недоброжелательности соседних государств и... парировала их, широко используя целый ряд приемов работы с общественностью. Дело в том, что Россию времен его правления за границей считали варварской, жестокой и невежественной страной. После Полтавского сражения в иностранной прессе появились сообщения о невероятных зверствах россиян по отношению к пленным. И именно тогда символом России в глазах европейцев сделался медведь, которого, по словам прусского короля Фридриха Вильгельма I, лучше всего было бы крепко держать на цепи.

Неудивительно, что весть о смерти Петра I была воспринята с радостью, о чем с негодованием сообщал российский посол в Дании, будущий канцлер А. П. Бестужев-Рюмин.

А писали западные газеты совершеннейшую чушь, как впрочем, и сейчас, но... эмоционально очень "душещипательную"! Сообщалось, например, что русские солдаты проделывают в боках у шведских пленных отверстия, набивают их порохом, потом его поджигают и вот так заставляют их бегать, пока они не упадут! Трудно себе придумать большее мучительство, однако стоит только себе реально все это представить, чтобы убедиться в том, что сделать так практически невозможно.

Объективности ради заметим, что наши  советские журналисты в 30-е и 40-е годы прошлого века также иной раз выходили в своих обличающих материалах за рамки разумного. Например, описываю поход Красной Армии на запад 17 сентября 1939 года, дабы подчеркнуть нищету тамошнего населения, они сообщали, что крестьяне Западной Украины и Белоруссии разрезали одну спичку на четыре части. И находились люди, которые это пробовали и выясняли, что разрезать спичку на две части можно, а вот на четыре - нельзя! Не получится! 

Также, например, в "Правде" сообщалось, что немцы, пытая наших пленных, загоняли им в тело зажженные спички. И так понятно, что самых жутких зверств с их стороны хватало, но вот это... Потушить зажженную спичку о тело человека можно, но вогнать ее в него не удастся ни при каких обстоятельствах.

К чему эти примеры? А вот к чему: такие "проколы" подрывают веру людей в достоверность подаваемой информации и их никакие СМИ просто не имеют право допускать. А раз так, если они их все-таки допускают и в больших количествах, то... и работу по имиджированию нашей страны следует вести соответственно.

Например, сразу же по восшествии на престол Елизаветы Петровны были проведены активные действия в стиле настоящей информационной войны, направленные на нейтрализацию западных "газетиров", открыто осуждавших происходящее в России. Призвать их к порядку было затруднительно: европейские министры ссылались на свободу слова и книгопечатания в своих странах.

Тогда по предложению посла России в Голландии А. Г. Головкина было решено выплачивать "газетирам" денежные дачи и маленькие годовые пенсии "ко удержанию их от таких предосудительностей". И хотя вначале правительство опасалось подобного шага, поскольку денег, мол, могло на всех не хватить, к тому же "обиженные" могли бы начать действовать еще пуще, выплаты, "дачи" и "пенсии" было решено ввести в практику.

Первым пенсионером от российского МИДа стал голландский публицист Жан Руссе де Мисси. Немало досадивший империи своими "пашквилями", он с полным пониманием отнесся к "дотациям" с русской стороны и сразу же изменил и содержание, и тон своих публикаций. 

С другой стороны, и российское правительство, выделявшее для голландской прессы по 500 червонцев в год, стало получать "нужные" для укрепления имиджа империи публикации. И если до этого Елизавету называли "парвеню на троне", то впоследствии писали, что никогда прежде Россия не пребывала в таком благолепии, как при правлении дочери Петра.

Выявив безотказность такого метода, русское, а позднее и советское правительство, применяло его многократно и с успехом, начиная от оплаты заказных статей "своим" журналистам и вплоть до организации поездок по стране известных своими прогрессивными взглядами иностранных писателей и журналистов, которые, разумеется, видели лишь только то, что хотела показать им власть. Сегодня такую политику следует проводить еще более активно и денег на "дачи и пенсии" не жалеть!

Стоит подумать о создании за рубежом частных компаний совершенно никакого отношения к шпионажу не имеющих и с хорошо законспирированными источниками финансирования, цель которых как раз и должна состоять "всего лишь" в отслеживании соответствующей лжи западных СМИ и... обращении на них за это в суд! Мол, мы, честные и законопослушные граждане хотим получать объективную информацию.

Два-три таких процесса, при их широком освещении в тамошних СМИ, создадут определенное "отношение" к этому вопросу, а публика еще раз будет информирована о том, что "их" пресса и ТВ лживы! Опять-таки, почему бы выходцам из бывших стран "Восточного блока" не разбогатеть в странах западной демократии и... не начать выпускать свои собственные газеты и журналы, гонорары в которых будут таковы, что привлекут внимание известных западных журналистов. Вот только писать им в них будет позволено только то, что соответствует "миссии издания", так что лживые материалы о нас на их страницах априори будут исключены. 

Ведь была же у советского разведчика Конона Молодого своя компания в Англии. Вот только занимался он не столько бизнесом, сколько разведкой. А эти компании никакого отношения к разведке иметь не будут, а будут исключительно (помимо всех иных своих дел) "бороться за правду" непосредственно на территории данной страны.

Конечно, у нас уже есть "Раша тудей". Но плохо то, что в названии  есть слово "Раша". А тут "Раши" не будет. Останется только лишь "today" (сегодня) и "truth" (правда).

Конечно, все это потребует и сил, и денег, и времени, и, что самое важное, немалого профессионализма. Однако значение всех этих усилий трудно переоценить! Можно, пойти и по другому пути. Например, наши студенты ежегодно уезжают на работу в те же США.

Так почему бы и нам не приглашать их студентов, а также студентов из Европы, поработать у нас, положив им за их труды соответствующую их амбициям оплату? Ну а работу дать соответствующую - реставрацию храмов, участие в раскопках археологических памятников и все тому подобное. И при этом водить их в русскую баню, кормить борщом и гречневой кашей.

А все остальное - прогулки при луне и тесное общение с нашей молодежью, причем соответственно подготовленной, - все это к тому приложится. И хотя опять-таки это потребует денег, выгоды очевидны. Появится целый социальный слой перспективных молодых людей там, которые с юности сохранят к нашей стране самые теплые чувства и... потом уже когда эти люди станут старше и состоятся как политики и бизнесмены, нам будет несравнимо легче с ними договариваться!

Когда люди умеют договариваться, они находятся на полпути к успеху! В итоге... в итоге рано или поздно "именно наш хвост будет вилять их собакой". И это, разумеется, будет всем нам только на руку!

Автор Олег Шевченко
Олег Шевченко — журналист, филолог, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить