Нефтяная дипломатия Москвы

Похоже, Москва, наконец, определилась со своей политикой на Каспии. По мнению ее представителей, принцип раздела Каспийского моря на национальные сектора для России неприемлем. Официальное обоснование этой позиции выглядит следующим образом. Раздел внутреннего моря на национальные сектора может привести к дестабилизации ситуации в регионе, основой чего, прежде всего, могут стать территориальные претензии и прочие сопутствующие конфликты, споры, трения…
Позицию Москвы вчера озвучил спецпредставитель президента России по вопросам урегулирования статуса Каспийского моря, заместитель министр иностранных дел РФ Виктор Калюжный, находящийся в Иране с двухдневным рабочим визитом. Калюжный сообщил, что цель его приезда в Тегеран заключается в том, чтобы разъяснить позицию России по проблемам Каспия, обменятся мнениями о ситуации в регионе, дать дополнительный импульс процессу определения нового правового статуса Каспийского моря. Как отметил дипломат от топлива и энергетики, настало время подумать о создании на постоянной основе организации по сотрудничеству прикаспийских государств, которая занималась бы решением вопросов состояния и использования Каспийского моря.
Что же касается практических предложений, то Калюжный рассказал, что намерен предложить иранской стороне поддержать идею проведения рабочего совещания представителей прикаспийских государств ориентировочно в середине августа в Москве.
Стоит напомнить, что в вопросе статуса Каспия Иран является нашим единственным союзником, поскольку у Советского Союза и Ирана уже был в свое время подписан договор, определяющий правила игры в этом, назовем его, водоеме. С распадом некогда единого могучего государства на политическом поле Каспия появились новые игроки – прежде всего Азербайджан и Казахстан, в меньшей степени Туркмения, которые с помощью западных, прежде всего американских, нефтяных концернов всячески стараются оттереть Россию из богатого нефтью региона.
В этом смысле закрепление раздела Каспия на национальные сектора окончательно лишило бы Россию влияния в этом регионе, тогда как, оставаясь правопреемником Советского Союза, Москва хотела бы и вполне может играть ключевую роль в этом регионе.
Что же касается Ирана, то здесь тоже не все так просто. Отчасти этой стране где-то даже выгоден раздел моря на национальные сектора, поскольку в данном случае дает ей потенциальную возможность выторговать определенные преимущества, которых она не имела в откровенно невыгодном соглашении с Россией, подписанном сразу после Второй мировой войны. Однако у Ирана также есть некоторые основания сомневаться в целесообразности изменения статуса Каспия. Поскольку тогда при решении глобальных вопросов – будь-то прокладка нефтепровода или квоты на лов осетра - Тегеран может остаться в явном меньшинстве. Тем более Иран не хотел бы видеть на Каспии нахрапистых американцев. Так что, по крайней мере, сохранение статус-кво в нынешнем его виде вполне обеспечивает стабильность положения в регионе, если не для Казахстана, Азербайджана и Туркмении, то для России и Ирана точно. Об этом и приехал нашептать нефтяной дипломат Калюжный.
Дамир ЖАМАЛЬДИНОВ

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить