Народные бунты начинаются на базарах

киргизские рынки превратились в криминальные зоны

В еще недавние времена почти всех гостей столицы Киргизии обязательно водили на Ошский рынок. Восточный базар — это действительно яркое, шумное, “сочное” зрелище. Тем более что тогдашние руководители республики действительно вложили в главный базар Киргизии немалые средства, отделав здания и торговые ряды белым мрамором и гранитом. В сочетании с многокрасочной палитрой фруктов, овощей, орехов, шумным темпераментом торговцев все это производило неизгладимое впечатление.

За годы экономических реформ наиболее зримые и разительные перемены произошли как раз на базарах. Во-первых, резко возросло их число. В той же столице Киргизии сегодня работает 76 мини-рынков и пять крупных торговых комплексов. Только продуктами сегодня торгует в Бишкеке 58 базаров. А всего же в республике количество базаров возросло примерно в десять раз.

Как будто какой-то директивный орган устанавливает и строго следит за соблюдением некоей “конвенции”.

Сам сталкивался с ситуацией, когда, договорившись втихую с продавцом о некотором снижении цены, скажем, на яблоки, наблюдал после этого сцену, как к “доброму” продавцу подходил какой-то молодой человек и строго что-то выговаривал. По испуганному лицу продавца было понятно, что слова ему говорили совсем не благодарственные.

— “Хозяин” пригрозил, — пояснил потом продавец, — что если я будут и дальше сбивать цену, то потеряю место, да еще и “морду побьют”.

Маленькая эта картинка открывает важные и глубокие особенности, которые отличают сегодняшние многочисленные рынки от старых.

Большинство киргизстанцев давно знают: торгуют сегодня на многочисленных базарах и мини-рынках совсем не производители и даже не дачники. Вокруг них давно уже сложилась скрытая от властей, но довольно строгая система торговли. Хозяйничают в ней перекупщики и владельцы торговых рядов. Большинство же продавцов — это просто нанятые безработные, бездомные, то есть совершенно бесправные и беззащитные люди.

Как же эти перемены сказались на торговой конъюнктуре, на рыночной ситуации? Так как и должна сказываться любая монополия. То есть повышением цен на большинство продуктов питания и товаров первой необходимости. В мае нынешнего года, например, картошка стоила 6—7 сомов за килограмм, и цена на лук поднялась до 20 сомов. Для сравнения скажем, что средняя пенсия в республике составляет примерно 300 сомов. Если же говорить о мясе, то на свою пенсию старики в месяц могут купить всего 5—6 килограммов. И это при условии, что человек потратит на него все полученные деньги. Даже яблоки, которые раньше в Киргизии продавались только ведрами, при таких ценах для многих киргизстанцев становятся просто недоступными.

Базары все больше превращаются в криминальные зоны. Хотя милицейские сводки фиксируют в основном кражи, мошенничества, драки. Да еще торговые инспекции регулярно составляют сводки обвесов, обсчетов, продажи недоброкачественных продуктов.

И все-таки главной опасностью на современных рынках являются не эти мелкие, сравнительно, конечно, нарушения. Гораздо хуже, что при полном попустительстве местных властей здесь постепенно складывается ситуация совершенно противоположная свободной, либеральной экономике. Уже говорилось о том, что большинство товаров попадает на прилавки через перекупщиков, которые устанавливают свои цены и порядки. Например, на мини-рынке “Берекет”, по официальным данным, за одно торговое место платят 20 сомов в день. Фактически же продавцы вынуждены выкладывать 45. Куда идут остальные деньги? Почему государство мирится с таким обманом?

Не случайно премьер-министр киргизского правительства Кубанычбек Жумалиев на заседании комиссии по борьбе с экономическими преступлениями назвал базары “пятачками реальной политики”. Действительно, здесь на этих торговых площадках концентрируются все боли и противоречия трудного переходного периода, в котором находится сегодня молодое независимое государство. Здесь интересы людей, интересы государства напрямую сталкиваются с интересами криминалитета, теневой экономики, “черного бизнеса”. В Киргизии на сегодня сложилось так, что этим могучим и организованным силам человек противостоит практически в одиночку.

Государство, правительство стоят пока в стороне. Здесь как будто забыли, что многие трагические события — кровавые мятежи в Узбекистане, жестокие столкновения в казахстанском Чимкенте, да и в самом Фрунзе (как назывался раньше Бишкек) — начинались именно на базарах. Об этом же свидетельствуют и майские события в московских Лужниках. Так уж сложилось, что именно здесь, на базарах, жизнь задает политикам самые трудные и опасные задачи. Важно не прозевать момент, когда события могут выйти из-под контроля и начнут развиваться по своим жестоким законам.

Юрий РАЗГУЛЯЕВ.
Бишкек.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить