ЭКСПЕРТЫ — о том, зачем король Саудовской Аравии едет в Россию

В середине июля в Москву с официальным двухдневным визитом прибудет король Саудовской Аравии Салман ибн Абдель Азиз Аль Сауд. Это его первая поездка в нашу страну. Король проведет переговоры с Владимиром Путиным.

СМИ уже разгласили некоторые темы обсуждения лидеров государств. В частности, ими станут ситуация в Сирии и Ираке, борьба с терроризмом, нефтяные вопросы и двустороннее сотрудничество.

Не исключено, что будут подписаны контракты на поставку Эр-Рияду вооружения. Речь идет о ракетных комплексах С-400, вертолетах и танках T-90МС российского производства. Как ранее заявила Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству России (ФСВТС), сделка по продаже оружия между саудитами и Вашингтоном никак не препятствует переговорному процессу.

Напомним, ранее стало известно, что во время визита президента США Дональда Трампа в Саудовскую Аравию был заключен крупнейший единовременный контракт на продажу оружия в американской истории — стоимостью в 109,7 млрд долларов. Портал Defense News сообщил, что в рамках этой крупнейшей оружейной сделки Эр-Рияд закупит противоракетные комплексы THAAD, на что планируется потратить 13,5 миллиарда долларов. Кроме того, будут закуплены не только самолеты и вертолеты, но также заправщики и разведчики.

Аналитики сразу увидели здесь политическую составляющую. Очевидно, что встреча в Саудовской Аравии во многом была вдохновлена идеей создания какого-то противовеса Ирану и вообще созданием обострения вокруг этой страны. Просто Трамп науськивал всех против Ирана. Подробнее о том, почему перед США лучше не заискивать, читайте в нашем материале.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к экспертам.

Отвечает Иван Коновалов, политолог.

— Есть ли вероятность, что эти переговоры перейдут в практическую плоскость?

— Абсолютно в это не верю. Обсуждаться это будет, конечно. Для саудитов использование возможности нашего военно-технического сотрудничества уже последние 15 лет — это та "морковка", которой они пытаются нас все время поддразнить, и никогда это не доходит до логического конца. У нас был большой пакет контрактов, порядка 4 миллиардов долларов. Но и времена были другие, когда противоречий не было. Но и это не вылилось ни в какие реальные контракты. Потом нам предлагали контракты в обмен на то, чтобы мы отказались от поддержки законного сирийского правительства. Естественно, мы не приняли это.

Конечно, если они захотят купить, мы продадим. Потому что ничего особо такого нет чувствительного в том, что они запрашивают. Но они за это от нас что-то потребуют, каких-то политических уступок. Мы их делать не будем. Значит, ничего не получат.

Но это можно все обсуждать, но я абсолютно не верю, что это может превратиться в какие-то реальные, твердые оружейные контракты. Потому что для саудитов это просто инструмент игры с нами, попытки получить от нас какие-то уступки, поскольку сейчас Россия — ведущий игрок на ближневосточном театре военных действий.

Отвечает Андрей Бакланов, советник заместителя председателя Совета Федерации, действительный государственный советник РФ 1-го класса, зампредседателя Ассоциации российских дипломатов.

— Как вы оцениваете политическое значение визита саудовского монарха?

— Надо сказать, что это будет во многом уникальный визит, потому что визит действующего короля — это что-то новое в истории наших отношений.

Теперь что касается проблем, которые требуют своего рассмотрения на самом высоком авторитетном уровне. Первое — это цены на нефть. Надо сказать, что при новом саудовском руководстве мы впервые столь далеко пошли в вопросе согласования ценовой политики в сфере энергоносителей. Мы приближались к этому неоднократно, но сейчас Саудовская Аравия и Российская Федерация являются основными действующими лицами в том диалоге, который завязался весной этого года: по вопросу выработки сбалансированной политики оптимальной цены на энергоресурсы. И именно наши страны в настоящее время являются главными переговорщиками в вопросе достижения консенсуса, который бы затрагивал страны ОПЕК и так называемые независимые страны.

Мы договорились о снижении уровня производства. Это стабилизировало рынки, и на переговорах, конечно, пойдет речь о том, как из такой разовой и очень успешной акции по снижению потолков добычи с включением стран ОПЕК и стран, не входящих в ОПЕК, пойти дальше; может быть, по пути создания какой-то более совершенной, более постоянной функционирующей системы.

Если брать энергетическую сферу, здесь два других очень важных аспекта. Это продолжение сотрудничества по нефти, по нефтехимии, по газу. У нас уже есть площадки определенные, там работает "Лукойл-оверсиз" и имеет с 2004 года общую смешанную компанию с саудовским капиталом. "Стройтрансгаз" проложил ряд своих линий для передачи нефти, нефтепроводов на территорию Саудовской Аравии. То есть определенные заделы есть, но, конечно, речь должна идти о более систематическом, масштабном сотрудничестве в сфере производства нефти.

Третий вопрос торгово-экономического плана — это пояснение готовности саудовской стороны идти по линии сотрудничества с нами в строительстве и развитии ядерной энергетики. Определенные предпосылки для этого есть, у нас есть хорошие наработки, большой опыт. Мы бы могли очень успешно сотрудничать с Саудовской Аравией, но главные переговоры впереди, многое зависит от настроя двух руководителей стран.

Если брать политическую сторону, речь пойдет о том, как сблизить наши позиции по тем вопросам, по которым они расходятся в настоящее время. Это ситуация в Сирии и вокруг нее, ситуация в Йемене, вопрос об остром противостоянии, которое сложилось между Ираном и Саудовской Аравией. По этим вопросам у нас есть много полезных для Саудовской Аравии наработок, мы готовы были помочь саудовским друзьям, более четко представить наши аргументы, которые у нас есть. Одновременно, я думаю, надо идти по пути снижения уровня противостояния на Ближнем Востоке, потому что он и так перегружен проблемами.

Что касается Саудовской Аравии и Ирана, я считаю, что тут много есть приходящего, искусственного, и этот конфликт искусственно раздувается, надо идти по пути снижения уровня противостояния, тем более что им делить-то и нечего. Они самодостаточные, обеспеченные страны, у них есть энергоносители, много других возможностей, надо как-то стабилизировать ситуацию на Ближнем Востоке. Это наша линия, и здесь мы можем быть очень полезны Саудовской Аравии, даже, если они попросят, в плане определенных элементов посредничества.

Поэтому повестка дня может быть большая; естественно, она будет включать проблематику антитеррора. Мы с большим уважением относимся к тем предложениям, которые высказывались саудовскими коллегами, они говорили о создании международных объединений антитеррористического плана, и мы поддерживали это. Но что касается чисто практических моментов — в частности, борьбы против террористических сил на территории Сирии — здесь требуется большая редакция совмещения наших подходов, по которым есть расхождения. Очевидно, что необходим дополнительный диалог — в том числе на самом высоком уровне.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить