Из косовской “зеленки” под своды Рамбуйе

В замке Рамбуйе, расположенном а предместьях Парижа, продолжаются переговоры по урегулированию конфликта в югославской провинции Косово. Их ведет объединенная делегация Союзной республики Югославия и входящей в ее состав Республики Сербия с представителями военно-политических организаций этнических албанцев, составляющих более 90% косовского населения.
В качестве организаторов этой встречи выступили ведущие страны ОБСЕ (включая Россию), НАТО и ООН, которые создали контактную группу. Причем первоначально НАТО под угрозой применения вооруженной силы заставило участников конфликта пойти на переговоры. А сейчас, можно сказать, что мировое сообщество превратилось в своеобразного коллективного “офицера по связи”.
Дело в том, что и Белград, и албанцы-косовары, согласившись на диалог, к ведению его не готовы. Их позиции просто несовместимы. Албанцы и особенно полевые командиры так называемой Армии освобождения Косово – она ведет партизанскую войну в этом крае против югославских сил безопасности и сербской полиции – требую полной и немедленной независимости от белградских властей, которые и слышать об этом не хотят.
Обе стороны даже не встречаются напрямую. Они расположились на разных этажах замка, и между ними курсируют представители контактной группы. В основу платформы последней положен принцип целостности и неделимости Югославии при предоставлении косовским албанцам самой широкой автономии при возвращении к обсуждению проблем, породивших конфликт, спустя три года путем проведения плебисцита среди населения этой провинции. А до плебисцита НАТО И РОССИЯ готовы обеспечивать спокойствие Косово, введя туда контингент своих миротворческих сил.
Правда итог подобного плебисцита почти предрешен в пользу косовских индепендентистов просто в силу того, что на 9 албанцев-косоваров приходится 1 серб. Но несмотря на это сербы не в состоянии отказаться от Косово. Ведь эта земля колыбель их нации, край, где находятся их главные православные святыни, одним словом, отсюда есть пошла сербская земля.
Кроме того и в Европе мало кто хочет дальнейшего дробления югославской федерации как процесса, дробящего и саму Европу. Наконец, в европейских столицах не нужен и вооруженный конфликт на Балканах, который через НАТО может способствовать росту военного присутствия США в этом регионе Старого Света. Менее всего в этом заинтересованы Москва и Париж. Россия – поскольку это было бы еще одним натовским шагом на Восток. А Франция – так как она, даже вернувшись в этот альянс и провозгласив свою верность атлантизму, уверена, что вопросы европейской безопасности должны решать прежде всего сами европейцы. (Впрочем, судя по реакции Вашингтона, там не слишком стремятся десантировать своих “джи-ай” в Косово). Кроме того французы еще со времен Первой мировой войны питают симпатии к сербам, своим боевым союзникам.
Однако у косовских албанцев в НАТО есть довольно влиятельный союзник – Анкара. Там давно забыли, что 80 лет назад Кемаль Ататюрк начинал строить новую светскую Турцию в борьбе не только против интервенции Антанты, но и против засилья албанского, как сказали бы сейчас, лобби в правящих кругах старого оттоманского режима.
Трудно себе представить и то, какую бурю может вызвать появление турецких аскеров на территории соседних балканских государств. В исторической памяти их народов еще и сейчас свежи зарубки, оставленные кровавым султанским игом.
Сейчас принято рассуждать о плодотворном “духе Рамбуйе”, который сохраняется здесь последние два десятилетия после проходивших в этом замке переговоров между Л.И.Бредневым и тогдашним французским президентом В.Жискар Д’Эстеном. Эти переговоры укрепили особые отношения между Москвой и Парижем, что способствовало смягчению политического климата в Европе и в целом между Востоком и Западом.
Всем здравомыслящим людям, естественно хотелось бы, чтобы нынешние “сидельцы из Рамбуйе” ощутили на себе позитивное воздействие этого духа. Юбер Видрин и Робин Кук, главы внешнеполитических ведомств Франции и Англии, прибыли в Рамбуйе, чтоб этот дух поддержать. Сюда же направился Милан Милутинович, президент Сербии, и группа сербских православных священнослужителей из Косово. Во – первых, Белград уже согласился с платформой контактной группы. Во –– вторых, сербы хотят быть понятыми. Только албанцы стоят на своем. Но Вашингтон и Лондон продолжают грозить югославам бомбардировщиками. По большому счету их не заботит судьба албанцев. Они хотят сломать хребет отказывающимся идти .в их фарваторе сербам. Но все-таки лучше самые плохие мирные переговоры между Белградом и албанцами Косово, чем самые захватывающие батальные репортажи CNN из “зеленки” этого края.

Александр КУЗЬМИЩЕВ

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить