Служба занятости - МЧС для безработных или "халява"?

Биржи труда: Врача больше не отправят в уборщицы

Приказ о новых требованиях к работе служб занятости разработал Минтруд. В проект приказа который называется "Об утверждении единых требований к деятельности органов службы занятости", изложены задачи центров занятости населения (ЦЗН), критерии их оснащения и нравственные нормы, которых должны придерживаться сотрудники.

Эксперты полагают, что документ станет этическим кодексом для служащих и защитит безработных от хамства, но на эффективность работы ЦЗН особенно не повлияет. 

Несмотря на очевидную пользу приказа Минтруда,  документ нуждается в основательной доработке, уверены эксперты. В правилах, например, даже не упоминается о том, как ЦЗН будут помогать людям, заинтересованным в дистанционной занятости (работа через интернет).

Также в документе нет информации о дополнительных мерах по трудоустройству женщин, воспитывающих детей до трех лет, и о содействии в поиске работы людям старшего поколения.

Прокомментировать предполагаемые нововведения Pravda.Ru попросила научного руководителя кафедры экономики труда и персонала Экономического факультета МГУ, руководителя Центра социально-трудовых исследований (ЦСТИ), заслуженного работника Высшей школы,  академика Академии социальных наук МГУ им. Ломоносова Риориту Колосову.

- Биржа труда (особенно - в Москве) давно стала местом, где люди просто "встают на учет и получают выплаты, ежемесячно получая направления, но отказываясь от "тупых и неинтересных" работ. Надо ли менять эту ситуацию? Как это сделать?

- Вот та позиция, которую вы изложили сейчас по оценке деятельности службы занятости,  она является частным случаем  из огромных проблем и направлений деятельности самой службы.

Служба занятости - очень важный институт рынка труда, бесконечно важный, он - как МЧС в социально-трудовой сфере. В годы кризиса через службу занятости прошло до 10-12 миллионов людей, при 50 миллионах занятых.

Те функции, которые выполняет служба занятости, делятся на две крупные группы - простые и сложные. Простые -  установить факт того, что человек ищет работу, заплатить пособие и все.

Но у службы занятости, кроме этого, есть более  сложные функции, к тому же, и более дорогие. Это, к примеру,  поддержка  самозанятых, работа с ними, выделение им денежных средств, разработка бизнес-планов для них. И это все - тоже функции службы занятости.

Это очень сложная задача, но это суперпродуктивная задача, потому что поддержав  самозанятых, мы создаем 3-4 рабочих места: они всегда принимают на работу безработных, получив деньги, они обязаны это делать. Это - технология международной организации труда и служба занятости давно ее освоила.

- Почему там (судя по форумам, соцсетям, и т.п) предлагается только низкоквалифицированная работа за малые деньги? Да, есть госнормативы - человек, более (полугода, года, двух, трех) не работающий, теряет квалификацию и рассматривается "на общих началах".

Но представим ситуацию - приходит хирург, которого сократили год назад. Ему говорят - увы, у вас стаж прервался, вот вакансия медбрата. Или приходит сварщик высшего разряда, а ему говорят - ээээ, вы 7 лет где-то болтались, поэтому вот вам работа ... сварщиком баков для мусора.  По закону-то все ок, но пойдут ли они на такую работу, или будут просто "получать субсидию"?

- Объективно я могу сказать так,  друг мой: есть службы и есть службы. Есть службы, у которых есть банк данных высококвалифицированных работников, и такой банк данных, например, был в Москве, и не знаю, есть ли он в настоящее время.

Когда началась реструктуризация некоторых отраслей, например, Академии наук, то в банке Службы занятости был создан специальный блок для людей, которым помогали подобрать работу по конкретному профилю. Но, как вы догадываетесь, сотрудники такой службы должны быть очень компетентны, это должны быть настоящие суперпрофессионалы.

Вы, наверно, слышали о том, что  россияне при выборе места работы пользуются четырьмя каналами. Это служба занятости, это частные агентства занятости, это советы родственников и советы компьютеров, то есть, интернет-сетей. Вот службы занятости - они молодцы, они вошли в интернет-сети, у них тоже есть там информация, и  их сайт неплохо устроен. 

- Какие возможности есть для безработных?

- Надо пойти в службу занятости, а там уже использовать все возможности: и пособия по безработице, и обучение,  в том числе предпринимательству или новой профессии - там есть 10 направлений, как минимум. Существует профориентация, могут оказать и психологическую поддержку, при необходимости - и материально поддержат. Не полениться хотя бы зайти на сайты и посмотреть.

Обсудить