Физики смогли на одну минуту остановить скорость света

Физикам из Германии удалось подстроить под себя природу света и даже остановить его на целую минуту.

В 1999 году исследователям удалось замедлить скорость света до семнадцати километров в секунду, что стало рекордом на тот момент. В 2003 году та же группа ученых побила свой собственный рекорд и остановила свет полностью всего на несколько долей секунды. В начале 2013 года физики значительно увеличили задержку света — до 16 секунд, а теперь это время составляет одну минуту, и сделали они это при помощи охлажденных атомов газа. Напомним, что за минуту свет смог бы преодолеть расстояние до Луны и обратно в течение двадцати раз.

В журнале Physical Review Letters немецкие ученые опубликовали статью, рассказав о методе, с помощью которого они удерживали свет, используя метод электромагнитно-индуцированной прозрачности. На начальной стадии сложнейшего эксперимента криогенно охлажденный непрозрачный кристалл на основе силиката иттрия, активированного празеодимом, обстреляли лазером.

В результате комплексной реакции на квантовом уровне кристалл стал прозрачным. После этого на кристалл был направлен второй источник света с последующим отключением первого (управляющего лазера), что забрало у кристалла свойство пропускать свет. Вот в этот момент свет оказался в ловушке, потому что больше не мог отражаться. Свет в прямом смысле остановился.

Эти новейшие исследования приближают ученых к созданию квантовой памяти, и, возможно, совсем скоро им удаться сконструировать аппараты, способные выходить за пределы скорости света.