Биологи обратили старение вспять

Биологи из США нашли в мозге мышей особую группу нервных клеток, управляющих работой "программы старения" и сумели замедлить процесс дряхления. Они "засеяли" эту часть мозга стволовыми клетками, сообщает Nature.

"Мы обнаружили, что число стволовых клеток в гипоталамусе постепенно уменьшается с течением времени, и что это ускоряет старение. Как оказалось, последствия этого не являются необратимыми — заменив стволовые клетки или добавив в мозг молекулы, которые они производят, можно не только замедлить, но и обратить вспять старение некоторых частей тела", — сообщается в статье, посвященной исследованию.

Ключевая часть "программы старения" может скрываться в гипоталамусе, гормональном центре мозга человека и всех остальных млекопитающих. И число стволовых клеток в их мозге оставалось стабильным до тех пор, когда мыши не начинали стареть. Сильнее всего эти процессы затрагивали гипоталамус, чьи запасы стволовых клеток начинали уменьшаться примерно на 10 месяцев жизни за несколько недель до "официального" наступления старости, и исчезали ко второму году жизни, когда грызуны начинают массово умирать.

Обнаружив эту необычную связь между старением и стволовыми клетками гипоталамуса, ученые решили проверить, что произойдет, если часть этих клеток убить или же добавить в гипоталамус свежую порцию "заготовок" нейронов и других тканей мозга.

Эти опыты привели к потрясающим результатам — мыши с уничтоженными клетками гипоталамуса старели в несколько раз быстрее, чем их сородичи из контрольной группы, а грызуны, в мозг которых биологи ввели новые стволовые клетки, наоборот, дряхлели заметно медленнее и прожили на 19% дольше, чем нормальные мыши.

Ранее "Правда.ру" сообщала, что переизбыток кислорода тоже может спровоцировать преждевременное старение. К такому выводу пришли ученые во время исследований. Оказывается, излишнее окисление вымывает из костей необходимые минералы, а это может привести к заболеваниям головного мозга.

Как известно, кислород в организме выступает регулятором процессов окисления, и без его доступа человек умирает в течение очень короткого времени. Но и переизбыток кислорода, как выяснилось, не приносит пользы.