Толстый? Так еще и закури…

Не новость, что жирная пища и курение сокращают жизнь, в основном, вызывая заболевания сердца и онкологические проблемы. Но теперь исследования показали, что сокращение срока жизни при этом связано непосредственно со старением ДНК.

Известно, что нити ДНК содержат регулярно повторяющимися фрагменты - концевые участки, называемые теломерами. Подобно пластиковому наконечнику на концах шнурков, теломеры защищают гены от снашивания и разрывов. Но каждый раз при делении клетки теломеры укорачиваются, поэтому фрагменты становятся с годами всё короче.

Тим Спектор, директор объединённого исследовательского центра при госпитале Св. Томаса в Лондоне, и его команда показали, что теломеры катастрофически сокращаются у пациентов тучных и много курящих. " Более короткие теломеры означают, что жизненный ресурс будет исчерпан быстрее, чем у людей с более длинными теломерами", - добавляет Эдвард Луис из Университета Ноттингам (Великобритания).

В соответствии с состоянием теломеров тучные женщины имеют возраст на 9 лет старше, чем их худые подруги того же возраста. Заядлые курильщики, которые выкуривают пачку в день в течение 40 лет, имеют возраст на 7 лет старше, чем при нормальном биологическом старении.

Ранее было известно, что курение и тучность вызывают различные нарушения в клетках, где протекают химические реакции, которые, в свою очередь, укорачивают теломеры. Исследование Спектора прямо показывает, насколько старит организм одна выкуренная сигарета.

Команда Спектора собрала информацию и образцы крови от более, чем 1100 женщин в возрасте от 18 до 76 лет. В составе этой группы 11% имели условный показатель массы тела более 30, который классифицировался как тучность, и около 18% были активными курильщиками.

Учёные изучали ДНК лейкоцитов этих женщин с целью установления длины их теломеров. Они обнаружили, что женские теломеры сокращаются примерно на 27 пар азотистых оснований в год; одна пара азотистых оснований является единичной звеном ДНК любой генетической последовательности.

Однако, заядлые курильщики разрушают дополнительно ещё 200 пар азотистых оснований у своих теломеров в результате 40 лет курения. А у тучных женщин теломеры были в среднем на 240 пар азотистых оснований короче по сравнению с их худощавыми коллегами.

Согласно авторам доклада, который опубликован в The Lancet, этот эффект старения объясняет, почему курящие женщины имеют больший риск получить возрастные проблемы со здоровьем, например, болезни сердца. Важно отметить, что в целом и тело стареет быстрее под влиянием этого вида стрессов, а не только сердце.

Учёные полагают, что угроза такого старения, наряду с опасностью в один прекрасный день обнаружить у себя онкологическое или сердечное заболевание, должна заставить людей бросить курение или сесть на диету, сообщает SciTecLibrary.ru