Российские ученые проследили за разогревом короны солнца

Российские астрофизики проследили за тем, как на несколько миллионов градусов разогреваются корона солнца и внешний слой его атмосферы. Для этого использованы данные с трагически погибшего спутника "Коронас-Фотон". Об этом идет речь в статье в Astrophysical Journal.

Нижележащие слои Солнца разогреты до температуры десять тысяч градусов Кельвина. В пограничном слое между короной и фотосферой толщиной в несколько километров эта температура резко увеличивается и составляет порядка миллионов градусов Кельвина. Этот феномен не вызывает сомнений у большинства ученых, но полноценного объяснения ему пока нет.

Для раскрытия этой тайны, как рассказывает Сергей Богачев и Алексей Кириченко из Физического института РАН, в 2009 году был выведен зонд "Коронас-Фотон". Это первая полностью российская солнечная обсерватория, которую построили специально для наблюдений за процессами в короне светила и ее окрестностях. "Коронас-Фотон" проработал на орбите всего 278 дней и вышел из строя в конце декабря 2009 года из-за конструктивных дефектов. Несмотря это, солнечная обсерватория смогла собрать достаточное количество данных для отслеживания процесса нагрева материи Солнца во время микровспышек на его поверхности.

По данным пресс-службы Российского научного фонда, в общей сложности телескоп смог увидеть примерно 480 слабейших вспышек класса А0.1, измерить их спектр и температуру Солнца в момент возникновения на поверхности светила. Как показали эти наблюдения, даже самые слабые вспышки выделяли достаточное количество энергии, чтобы разогреть материю короны до температуры в 3-4 миллиона градусов Кельвина, что раньше считалось невозможным. В ходе исследования ученые пришли к выводу, что вспышки на поверхности Солнца могут быть главным механизмом разогрева его короны.

Точный ответ на этот вопрос можно будет получить только после запуска наследника "Коронас-Фотона" - зонда "Арка". Сейчас его создают специалисты ФИАН и НПО имени Лавочкина. По словам ученых, зонд будет способен видеть вспышки в 20 раз лучше своего предшественника. Это поможет увидеть самые слабые вспышки на поверхности Солнца.

В субботу первый заместитель министра иностранных дел России Владимир Титов подтвердил в Москве журналистам приятную новость: в конце текущего года ожидается визит в столицу России главы МИД Великобритании Бориса Джонсона.

К визиту главы МИД Великобритании в РФ: почему  Лондон размораживает диалог с Москвой?