Названы простые способы защиты от атеросклероза

Защитить сосуды от развития атеросклероза может большое количество калия, которое содержится в авокадо и бананах.

Об этом сообщает ученые Пол Сандерс из университета Алабамы в Бирмингеме (США) в статье, опубликованной в журнале JCI Insight. По словам исследователя, новое открытие можно легко перенести и в клиническую и медицинскую среду.

"Нам удалось очень четко показать, что те количества калия, которые содержатся в нашей диете, сильно влияют на скорость отвердения сосудов в организме мышей, склонных к развитию атеросклероза, и то, как его низкая концентрация ускоряет этот процесс", — уверен ученый.

Согласно статистике ВОЗ, атеросклероз и сопутствующие болезни сердца и сосудов являются одной из главных причин развития инфарктов и связанных с ними смертей в большинстве стран развитого и развивающегося мира.

Развитие этого заболевания начинается со скопления холестериновых бляшек на стенках сосудов, что через некоторое время приводит к их утолщению, накоплению в них кальция и потере гибкости.

Механизмы образования этих бляшек и известковых отложений в стенках сосудов ученым пока точно не известны. Однако длительные наблюдения показывают, что неправильная диета, отсутствие физических нагрузок, а также вредные привычки очень повышают шансы развития атеросклероза.

Еще один фактор риска открыли Сандерс и его коллеги. Одновременно ученые выяснили, как можно значительно снизить вероятность развития этой болезни, наблюдая за жизнью мышей, питавшихся различной диетой.

О том, что клетки стенок артерий ведут себя "неправильным" образом в тех случаях, если их питательная среда содержит в себе мало калия, ученые знали еще до начала экспериментов. В таких случаях они начинают достаточно быстро увеличиваться в размерах, накапливая в себе жир и наночастицы солей кальция. Эти процессы исследователям напомнили то, как развивается атеросклероз.

Мышей тоже решили посадить на диету, бедную калием. Для того, чтобы эффекты от подобной "неправильной" диеты были более заметными, ученые отключили в ДНК мышей ген APOE, отвечающий за защиту кровеносных сосудов от накопления холестерина на их поверхности.

Оказалось, что доля калия в пище действительно очень сильно влияет на развитие атеросклероза — при его недостатке болезнь ускоряется в несколько раз, а при избытке — замедляется почти аналогичным образом.

Между тем, американские врачи выделили семь ключевых мер, при помощи которых можно обеспечить себе ясный ум и крепкую память в преклонные годы жизни: те же самые факторы риска, которые способствуют развитию атеросклероза, также являются причиной развития болезни Альцгеймера и прочих форм старческого слабоумия.

Cамые важные для здоровья факторы - это диета, наличие вредных привычек и образ жизни. Как правило, употребление жирной и вредной пищи в разы повышает вероятность развития болезней сердца и мозга, а занятия спортом и отсутствие вредных привычек, наоборот, резко снижают шансы на их приобретение.