Мотоцикл для многих — символ свободы и скорости. Но вместе с этим он остаётся одним из самых опасных видов транспорта. Особенно велик риск для тех, кто только получил права и впервые выходит на дороги общего пользования. Новички часто переоценивают свои возможности, не всегда правильно выбирают технику и экипировку, а их ошибки приводят к авариям, которых можно было бы избежать, вещает издание aif.ru.
Новички-мотоциклисты в силу нехватки опыта нередко совершают одни и те же промахи. По словам руководителя объединения "Мотороссия" Андрея Иванова (Проректор), главная проблема — в чрезмерной уверенности в себе:
"Основная ошибка новичков — переоценивать себя, технику или дорожную обстановку. Если у мотоциклиста еще не хватает навыков, то он, например, может выбрать достаточно крупную по габаритам или мощную по двигателю технику. В итоге человек может попасть в аварию, подвергнув опасности себя и окружающих", — сказал Иванов.
Он отметил, что обучение в мотошколах проходит на лёгкой технике объёмом до 200 кубов. Однако после получения прав многие новички пересаживаются на мотоциклы с двигателем 400 или даже 600 кубов. Такая разница в мощности без достаточного опыта становится критической.
| Этап подготовки | Двигатель (куб. см) | Средняя скорость | Уровень риска |
| Мотошкола | до 200 | 40-60 км/ч | Низкий |
| Первые месяцы на дорогах | 400 | 60-90 км/ч | Средний |
| Популярный выбор новичков | 600 | 90-120 км/ч | Высокий |
| Опыт более 20 тыс. км | от 600 | зависит от навыка | Снижается |
Начинайте с лёгкой техники — до 250 кубов.
Первые месяцы ограничьте поездки городскими улицами и спокойными маршрутами.
Нарабатывайте опыт постепенно: старайтесь проезжать хотя бы по 10-15 тысяч км за 2-3 сезона.
Обязательно выбирайте правильную экипировку: шлем, перчатки, куртку с защитой суставов, мотоботы.
Регулярно отрабатывайте экстренное торможение и манёвры на пустых площадках.
Ошибка: покупка мощного мотоцикла "на вырост".
Последствие: потеря контроля на первых же километрах, высокий риск аварии.
Альтернатива: лёгкая техника (Honda CB125, Yamaha YBR250, Bajaj Pulsar).
Ошибка: игнор экипировки.
Последствие: тяжёлые травмы при малейшем падении.
Альтернатива: полный комплект — шлем, защита спины, мотокуртка, перчатки.
Ошибка: недооценка дорожной обстановки.
Последствие: неумение прогнозировать действия других водителей.
Альтернатива: постепенный набор опыта, курсы контраварийной езды.
А что если новичок всё же попадёт в аварию? В большинстве случаев причиной окажется именно переоценка своих возможностей. И здесь важна страховка: полис ОСАГО обязателен, но стоит задуматься и о добровольной страховке здоровья или "каско" для мотоцикла. Это поможет снизить последствия как для кошелька, так и для здоровья.
| Плюсы | Минусы |
| Проще в управлении | Быстро "становится мало" |
| Дешевле в обслуживании и страховке | Меньше динамики |
| Идеален для наработки навыков | Не всегда подходит для трассы |
| Легче перепродать | Ограничения по дальним поездкам |
Какой мотоцикл лучше для новичка?
Оптимально выбирать модели объёмом 125-250 кубов. Они прощают ошибки и подходят для повседневной езды.
Сколько стоит экипировка для начинающего?
Полный комплект обойдётся в 800-1500 евро: шлем, куртка, перчатки, штаны и ботинки.
Когда можно переходить на более мощный байк?
После того как пройдено минимум 15-20 тысяч км и водитель чувствует уверенность в любых дорожных условиях.
Миф: чем мощнее байк, тем безопаснее.
Правда: без опыта управлять мощным мотоциклом сложнее, риск только выше.
Миф: в городе не нужна экипировка, достаточно шлема.
Правда: большинство аварий происходит именно в городе, защита критически важна.
Миф: опыт вождения автомобиля помогает на мотоцикле.
Правда: навыки принципиально разные, автоопыт не заменяет мотошколу.
Большинство ДТП с новичками происходит в первые полгода после получения прав.
В Европе обязательным элементом экипировки считаются не только шлемы, но и защита локтей и коленей.
Япония — лидер по разработке лёгких мотоциклов для обучения и городских поездок.
1970-е: рост популярности мотоциклов в СССР, массовое производство "ИЖ" и "Минск".
1990-е: появление на рынке подержанных японских байков средней мощности.
2000-е: формирование мотошкол и первых объединений байкеров.
2010-е: развитие контраварийных курсов и специализированной экипировки.
Опытные байкеры советуют новичкам не торопиться с выбором мощных моделей и уделять больше внимания тренировке предсказуемости на дороге. Чем спокойнее и системнее проходит первый сезон, тем безопаснее и увереннее становится дальнейшая езда.