Современные хирурги в подметки не годятся прежним?

Парадокс: чем лучше медицина, тем хуже врачи

Прогресс меняет нашу жизнь, а заодно и наше прошлое: нынешние достижения кажутся сами собой разумеющимися, а наши предки — идиотами. Профессор медицины, заведующий кафедрой истории медицины Первого медицинского университета имени И. М. Сеченова Дмитрий Балалыкин в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru рассказал, что до 60-х годов XIX столетия хирурги удаляли конечности без анестезии. Нынешние врачи, при всех их достоинствах, не смогли бы сохранить жизнь пациенту в таких условиях.

— Насколько продвинулась вперед медицина по сравнению, скажем, с дореволюционной?

— Даже раны тогда не умели дезинфицировать, а только прижигали огнем (гомеостаз). Лекарственная база докторов была, как у деревенских знахарок. Средняя продолжительность жизни в России еще в начале XX века не превышала 35 лет. Благодаря развитию медицины за полтораста лет число людей на планете Земля увеличилось в 50 раз. Современное здравоохранение и фармацевтика — несомненное благо для человечества.

— Раньше хирурги были вынуждены оперировать крайне быстро, потому что отсутствовала анестезия. Чем быстрее, тем меньше риска, что пациент умрет от болевого шока на столе, это правда?

— Вспомните блестящий фильм Бондарчука "Война и мир". Куракину отнимают ногу. Доктор в фартуке — как мясник по существу. Все возможности анестезии — это возможности мензурки с водкой. Так что, да, это действительно так.

Пирогов в Берлине, в клинике одного из крупных немецких профессоров, стал свидетелем такой истории. Два доктора спорят уже, когда на столе пациент, которому показана ампутация верхних конечностей, как это сделать быстро. Они заключают пари, и пока один надевает пенсне, удаленная конечность уже просвистела мимо его носа. То есть — моментально выполненная операция.

Было два способа — правильный и неправильный, это не значит, что правильный был распространен. Но были прекрасные доктора. Гений Пирогова — он всемирный. Как оперировали Пирогов, Паре, Гален, — так ни один современный хирург (да простят меня мои коллеги), оперировать не умеет!

— Вы человек верующий и воцерковленный. Теперь у многих медиков и ученых — религиозный взгляд на мир и подход к профессии. Как вы можете охарактеризовать эту духовность, каково ее влияние на жизнь и работу? В чем это проявляется?

— Религиозность в нашем деле — естественна. В советское время, конечно, с этим были проблемы. Вместе с тем, для таких профессий как врач, учитель и других профессий служения характерна некоторая внутренняя пассионарность. Даже в советское время это можно совершенно спокойно сравнивать с некой сублимированной религиозностью. Для христианина главное — ощущение любви, христианство одним словом — любовь. Это религия любви. Христос об этом особенно проникновенно говорит на Тайной вечере. В медицинской профессии реализовать это стремление, это чувство, эту страсть в христианском смысле слова проще всего. И в этом смысле? как раз когда люди не имели возможности так откровенно следовать заповедям Христа, исповедовать православие, именно в медицине была возможность подвижничества.

Вспомним трилогию Юрия Германа "Дорогой мой человек", "Я отвечаю за все"… Там как раз говорится про эту жертвенность, может быть, где-то с какой-то подменой понятий, но тем не менее. И в просветительском движении второй половины XIX века, когда студенты старших курсов или выпускники уходили в село с идеей просвещения, помогать крестьянам и так далее, в этом тоже был вид миссионерства.

Некоторые из них откровенно руководствовались при этом религиозными идеалами, как, например, молодой выпускник Киевского университета Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, впоследствии ставший профессором, очень крупным хирургом и епископом. Владыку Луку мы сегодня почитаем в лике святых. А кто-то при этом мог бравировать своим кажущимся атеизмом, но тем не менее, шел служить обществу.

Я не думаю, что готовность сегодняшних наших студентов самым горячим образом воспринять этические идеалы профессии принципиально разнится от готовности моего или других поколений. Другое дело, что ведь гореть-то вечно не будешь, есть момент профессионального выгорания.

Это опять-таки фундаментально касается профессий врача и учителя. Именно правильная духовная жизнь дает уникальную возможность — спастись и предохранить себя от этого профессионального выгорания и служить дальше еще больше.

Конечно, сейчас возможности совершенно другие. По свободе вероисповедания, я думаю, сегодня Россия относится к числу наиболее свободных стран мира. Это касается и нас, христиан, и наших сограждан-мусульман, евреев и всех остальных верующих людей. Свободы есть абсолютно все.

Трудности с исповедованием своих религиозных взглядов сейчас имеются у жителей целого ряда европейских стран. А у нас, к счастью, нет этой удушающей политкорректности, которая всех причесывает под одну гребенку. Такая свобода ставит определенные проблемы и задачи научного, этического и практического плана.

Организации системы здравоохранения, исходят из тех прав, которые есть у пациента в связи с этим. Другое дело, что нам нужно вспомнить опыт, условия, в которых медицина существовала и развивалась в предшествующей эпохе. Надо оценить, как это влияло на развитие самой медицины как науки и как системы оказания лечебной помощи.

— С точки зрения традиционалистов, мы семимильными шагами приближаемся к концу света, цивилизация сама себя губит постоянно ускоряющимися темпами. На стороне прогрессистов обычно выступает именно медицина. Врачи говорят: посмотрите, что было еще лет сто назад, и какой прогресс мы имеем теперь. Какова ваша точка зрения?

— Конечно, в этом есть резон. Каверзности и перегибы с любых сторон глупы, это бесспорно. Есть такая тенденция, когда консерваторы-традиционалисты становятся совсем уже замшелыми. Также про неолибералов часто иронизируют, у них тоже над многим можно посмеяться.

Мне кажется, надо понять две очень простые вещи. Во-первых, — да, мы идем к концу. Если мы верим в Страшный суд, во Второе Пришествие господа нашего Иисуса Христа, в конец света, то рано или поздно это будет. Зачем по этому поводу беспокоиться? Ну будет — и будет, значит — воля божья. Нам-то чего по этому поводу переживать? У нас свои задачи — спасение души, делание добрых дел, реальных подвигов любви в конкретной нашей профессиональной и духовной жизни. Поэтому я думаю, что вообще эти разговоры не нужны совершенно.

Широкая аудитория не вполне отдает себе отчет в нескольких вещах. Во-первых, в абсолютной фармакозависимости современной цивилизации. Нас расплодилось семь миллиардов. Если убрать технические способы — медицину, приборы, фармакологию, фармпроизводства, мы вернемся, наверное, к численности в 100-150 миллионов, населявших Землю в прежние времена.

Вы считаете, что с семи миллиардов возможен такой спад?

— А почему нас семь миллиардов сейчас? Это стало возможным прежде всего именно благодаря достижениям медицины и фармацевтики. А возможности выживаемости человечества в естественных условиях, в диких, так сказать, условиях — значительно ниже.

В отсутствие септиков и антисептиков, нормальной хирургии, фармпроизводства и так далее, детская смертность была крайне высокой — из восьми детей семь умирало. Продолжительность жизни была намного меньше. В 30 лет — это уже человек среднего возраста, а в мои 46 — уже человек пожилой. Вот и вся история. Поэтому это надо тоже хорошо понимать и соизмерять.

Глупо создавать сакрализацию науки как нового бога, это смешно. Но так же смешно недооценивать эти вещи. Современная научная медицина складывается совсем недавно — к концу XIX века. То есть сам XIX век — очень разный. В начале него медицина по своим техническим и клиническим возможностям была практически такой же, как и во времена Гиппократа.

Беседовал Александр Артамонов

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Автор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *
Специалист Зинина Алина
Специализируется на общей хирургии, колопроктологии, хирургической проктологии
Специалист Исаев Владимир
Владеет висцеральной и кранеосакральной мануальными методиками, осуществляет комплексный подход к организму, как к единой системе, что дает возможность устранить то нарушение, которое и явилось причиной боли, проводит мануальную терапию с кинезиологическим тестированием мышц.
Специалист Фролова Юлия
Занимается профилактикой, диагностикой и лечение общехирургических заболеваний таких, как гнойные процессы кожи и подкожно-жировой клетчатки (фурункул, карбункул, язвы, нарывы и др.), травмы (раны, ушибы и т.д.), доброкачественные образования (жировики или липомы и др.)

Специалисты

186 отзывов
Зинина
Алина Анатольевна
Хирург
Стаж 5 лет
Приём от 2000 руб.
Бест Клиник на Профсоюзной
ул. Новочерёмушкинская, д. 34, корп. 2

136 отзывов
Исаев
Владимир Викторович
Хирург
Стаж 28 лет
Врач высшей категории

24 отзыва
Фролова
Юлия Игоревна
Хирург
Стаж 6 лет
Медцентр ОН КЛИНИК на Новом Арбате
ул. Большая Молчановка, д. 32, стр. 1


Клиники

10.0
25 отзывов
Васечкин Виктор Борисович медицинская клиника
ул. Ватутина, д. 1
Кунцевская
Кунцевская
Пионерская
Славянский бульвар
Терехово
Кунцевская
Давыдково
Аминьевская
Первичный приём от 5000 руб.

10.0
23 отзыва
Даренский Иван Дмитриевич медицинская клиника
Измайловский бульвар, д. 43
Измайловская
Первомайская
Первичный приём от 5000 руб.

9.9
0 отзывов
Хдрян Артур Айкович медицинская клиника
Люблинская,