Чаплин: приносите кресты на работу

Какая ж толерантность без креста?

На этой неделе протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, призвал православных не стесняться христианской символики в публичном пространстве, в том числе на работе. Но не приведет ли открытая демонстрация крестов, икон и другой религиозной символики ко вспышкам межрелигиозной розни?

"Нам не нужно бояться быть христианами. Не надо бояться говорить о том, что нашему обществу нужно нравственное обновление, если хотите, нравственная революция. И осуществить ее возможно не своими силами, а крестной силой и силой Божьей благодати. И мы должны это сделать, если нам дорого будущее нашего народа", — написал отец Всеволод в своей статье, опубликованной в православной газете "Русь державная".

Священник призвал православных "вспомнить слова Спасителя, которые мы слышали в евангельском чтении Крестопоклонной недели: "Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем, прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами" (Мк. 8, 3)". "Мы должны без всякого стеснения творить знамение креста там, где желаем это делать, помещать изображение креста там, где живем и работаем", — подчеркнул он.

По мнению отца Всеволода, "грешников так корежит при виде креста, поэтому их так беспокоит любое присутствие правды Божией. Эта правда обличает их совесть, и Крест Христов обличает их грех".

"Истина о Боге и человеке говорит этим людям, что они живут неправильно, но могут изменить свою жизнь, если только попросят Бога о помощи. Вот от этого-то и бегут, против этого-то и восстают. Но нам не нужно бояться немощных дерзостей", — убежден протоиерей.

Предложение отца Всеволода вынести христианскую символику в публичное пространство не поддержали правозащитники. "Я считаю, что атрибутов не должно быть в госучреждениях, школах и институтах. К примеру, в школах повесят кресты — окажется, что несколько человек мусульмане. Они захотят, чтобы висели полумесяцы. И зачем все это нужно? Все это будет только разделять общество", — заявил  лидер движения "За права человека" Лев Пономарев.

Фото: AP

"Нам необходимо научиться быть разными!" — пишет участница одного из родительских форумов, мать троих детей. По мнению многодетной мамы, ребенку с ранних лет будет полезно усвоить, что не все люди одинаковы и при общении особенности каждого следует учитывать. Как рассказывает она, дворовая компания ее детей представляет собой полный интернационал: там есть и мусульмане, и евреи, и воцерковленные православные. "Если дети четырех-семи лет спокойно воспринимают различия друг друга, почему для взрослых это должно стать предметом вражды?" — недоумевает она.

Наверное, в словах опытной матери есть доля правды — открытая демонстрация своей религиозной принадлежности не равняется немедленному объявлению крестового похода или джихада, а служит маркером для окружающих: да, мы все разные. Пожалуйста, уважайте меня как личность с определенным мировоззрением, а я буду уважать вас.

О том, что религиозная терпимость — явление вполне реальное, свидетельствует такой пример. Настоятель одного из подмосковных православных храмов купил для церковных нужд автобус ПАЗ. Необходимость в транспортном средстве возникла из-за особенностей расположения его храма — это была церковь в старинной помещичьей усадьбе. До ближайшего населенного пункта от нее было километров семь, и никакой общественный транспорт туда не ходил. Сначала за час до начал службы батюшка сам садился за руль "пазика" и собирал по окрестным селам прихожан, а через некоторое время, когда приход вырос, нанял водителя-узбека. Будучи мусульманином, водитель-узбек добавил к уже имеющемуся в кабине иконостасу медальоны с сурами из Корана. Настоятель и прихожане отнеслись к этому вполне толерантно — так и ездил по окрестностям "экуменический" автобус с православно-исламской символикой.

Пожалуй, легче всего в сегодняшней городской толпе отличить по одежде религиозную мусульманку, соблюдающую хиджаб. Православных дам, предпочитающих головные платки и юбки-макси, тоже зачастую принимают за последовательниц ислама. Впрочем, мода на длинное, черное и монастырское господствовала среди православных в 90-е, а сегодня большинство воцерковленных женщин предпочитает стиль одежды вполне светский. А, может быть, зря? Ведь в открытой демонстрации религиозной принадлежности есть и свои плюсы: "фундаменталистская" одежда хорошо помогает отсечь излишние знаки мужского внимания и вообще внушает некоторое уважение к ее владелице.

Есть польза и от того, чтобы во время Четыредесяницы громко и открыто требовать для себя в столовых и кафе постную еду — есть надежды, что при наличии хотя бы нескольких постящихся клиентов ее начнут готовить. Это можно назвать и катехизацией — возможно, кто-то из стоящих за вами в очереди с подносом "непрактикующих" христиан заинтересуется, что это за штука такая — пост. И тоже решит попробовать.

Фото: AP

В конце концов, религиозная принадлежность человека — вещь такая же естественная, как его профессия или место жительства. Только не будем сравнивать вероисповедание с цветом кожи или глаз — в отличие от расовых признаков, мировоззрение можно поменять. Но это не повод скрывать свою веру — видя у человека на рабочем столе икону или медальон в виде шестиконечной звезды на шее, гораздо проще понять, с кем имеешь дело, и настроиться на волну собеседника.

В прошлом месяце Большая палата Страсбургского суда постановила, что наличие распятий в школах Италии не противоречит Европейской конвенции по правам человека. Представитель Русской церкви при Совете Европы в Страсбурге игумен Филарет (Булеков) назвал это событие "принципиальной победой здравого смысла", и с ним трудно не согласиться. В христианских странах сохранились различные традиции освящения общественного пространства, дворов, городских улиц. В Польше на бульварах и площадях нередко встречаются статуи Матери Божией и разных святых. В Испании на фасадах домов можно увидеть большие Распятия, а в — Греции часовенки с иконами и лампадами внутри, установленные вдоль дорог, в садах и оливковых рощах. Неужели Европе следует отказаться от всего этого тысячелетнего наследства из опасения "а если забредет кто нездешний"?

Уместно здесь вспомнить и такую историю. Как-то раз одна православная девица спросила у духовника, можно ли ей носить на шее подвеску с иконой Богородицы. "Можно, — ответил ей батюшка. — Но помни, что тогда любой твой поступок — уступила ли ты место старушке в метро, отвечала ли ты продавцу с раздражением, что кому сказала, что пила, что ела, куда пошла — будут оценивать как поступок христианки. Ты к этому готова? Тогда носи".

А что же остается делать на этом параде религиозной символики атеистам? Не волнуйтесь, некоторые предприимчивые люди об этом уже позаботились. В США уже действует ряд интернет-магазинов, где можно приобрести сувениры и бижутерию с атеистической символикой и естественнонаучным уклоном — кулоны с портретом Дарвина, четки в виде молекулы ДНК и прочие оригинальные вещи.

Автор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *