На чем теперь будет летать президент?

Межгосударственный авиационный комитет распространил заявление: единственный "рабочий" российский среднемагистральный самолет Ту-204 может быть выведен из парков авиакомпаний из-за дефекта в конструкции стабилизатора. Однако эксперты, опрошенные "Правдой.Ру", заявляют, что сеять панику рано, так как вопрос с Ту-204 очень и очень неоднозначный.

По словам экспертов, заявление МАК следует рассматривать пока лишь как рекомендацию. Ну и как повод для дополнительной работы авиаконструкторов.

Напомним, с начала серийного производства было изготовлено 76 самолетов Ту-204 различных модификаций. На январь 2014 года в эксплуатации находилось 47 самолетов семейства Ту-204 (это по официальным данным, которые имеют традицию стремительно устаревать и не обновляться). Что, собственно, не так уж и много в масштабах всей российской авиации.

Ту-204 — именно отечественный, то есть российский среднемагистральный пассажирский самолет, который серийно производится с 1990 года. Основные его эксплуатанты в России, опять же по официальным данным — "Red Wings Airlines" (восемь самолетов), "Владивосток Авиа" (шесть самолетов) и специальный президентский летный отряд "Россия" (12 самолетов). То есть, по сути, сама администрация президента как раз Ту-204 и его модификации в основном и использует!

Увы, именно из-за отсутствия массового производства (делающего эксплуатацию самолета рентабельной) и качественной системы послепродажного обслуживания Ту-204 не пользуется очень уж большим спросом у коммерческих авиаперевозчиков. Хотя его последняя модификация Ту-204СМ вполне может составить реальную конкуренцию мировым бестселлерам "Айрбас-A320" и "Боинг-737" по надежности и эффективности.

Читайте также: Старый Boeing лучше российских двух?

И весьма тревожное недавнее заявление МАК вряд ли сильно отразится на расписании рейсов в гражданской авиации, пишет, в частности, "РГ". Хотя авиарегистр МАК в связи с обращениями Росавиации и Ространснадзора по вскрытому дефекту силовой конструкции стабилизатора на самолетах Ту-204 в ряде зарубежных и российских авиакомпаний и принимает уже необходимые меры в сфере своих полномочий.

"В том числе МАК рассматривает целесообразность приостановки действия сертификата производства этих самолетов", — говорится в сообщении ведомства. Кроме того, МАК направил в Объединенную авиастроительную корпорацию обращение по проблемам, связанным еще и с безопасной эксплуатацией самолетов RRJ-95B (они известны также под брендом "Сухой Суперджет 100").

Надо сказать, что проблемы с Ту-204 уже были. К настоящему моменту с этими самолетами произошли как минимум два серьезных авиаинцидента. В марте 2010 года лайнер этого проекта совершил аварийную посадку недалеко от аэропорта Домодедово. В декабре 2012 года Ту-204 при посадке выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы аэропорта Внуково, пробил ограждение и развалился на три части. В результате второго происшествия пять (по другим данным — четыре) человека погибли. Были катастрофы и, так сказать, попроще — без жертв. Так, 21 декабря 2012 года в аэропорту Толмачево в Новосибирске после касания шасси Ту-2014 взлетно-посадочной полосы не включился реверс обоих двигателей и не сработала система торможения.

Кстати, развития ситуации с сертификатом самолета данной модели специалисты ждали уже давненько — после того, как выяснилось, что вышеупомянутая жесткая посадка во Внуково была связана с самой конструкцией воздушного судна (отказ системы реверса), могло быть принято решение об отправке этого типа самолетов на доработку. Ну и дождались… Хотя даже очень громкое заявление МАК — еще, конечно, не высокое правительственное решение и даже еще не официальное решение Росавиации, но какие-то серьезные меры в отношении Ту-204 все равно последовать вполне могут.

Но если такие решения (в частности, связанные с ограничением полетов самолетов этой марки) все-таки последуют, то российских аналогов у Ту-204 просто не останется. Будем летать на "средние дистанции" на лайнерах иностранного производства. Например, на "Боингах", которых у нас и так намного больше.

Читайте также: Магомед Толбоев: Причина авиакатастроф — взятки

"Очень интересно, что дефект в силовой конструкции стабилизатора, о котором говорится в заявлении МАК, выявлен только через 20 с лишним лет с начала производства и эксплуатации Ту-204, поделился с "Правдой.Ру" своим мнением о проблеме заслуженный летчик гражданской авиации РФ Василий Леонидович Потемкин. — Мне кажется, что раньше такой дефект (если это действительно можно считать дефектом, подвергающим опасности пассажиров и экипаж) просто не могли выявить из-за того, что соответствующей аппаратуры просто не существовало в природе.

На различные варианты и модификации Ту-204 получено более 50 российских и международных сертификатов и дополнений к ним. И изначально Ту-204 удовлетворял всем положенным нормам много лет. Самолеты семейства Ту-204/214 отвечают всем современным требованиям по безопасности, шуму на местности и эмиссии вредных веществ. Находящиеся в эксплуатации Ту-204 до сих пор соответствуют требованиям ИКАО и Евроконтроля по вертикальному эшелонированию и точности навигации, без ограничений допущены к полетам в страны Евросоюза, а также выполняют регулярные рейсы по всему миру, включая страны Северной и Южной Америки.

И к дефектам в конструкции стабилизаторов, о которых сейчас говорит МАК, все без исключения происшествия с Ту-204 отношения не имеют. Практически везде — и во Внуково, и в Толмачево — имели место явные неисправности двигателей, когда их переключали на реверс. А двигатели-то у многих Ту-204 последних лет постройки — иностранного вообще-то производства… Так что тут еще надо разбираться и МАК, и Росавиации, и другим ответственным ведомствам. Ну, а журналистам не стоит "клевать" на сенсации такого рода сражу после их появления. Всему свое время".

Ну и напоследок немного истории вопроса. Ту-204 — советский/российский среднемагистральный пассажирский самолет, разработанный в конце 1980-х — начале 1990-х в ОКБ Туполева для замены на авиалиниях пассажирского самолета Ту-154. Производится с 1990 года на заводе "Авиастар-СП" в Ульяновске, а также с 1996 года на КАПО имени С. П. Горбунова в Казани (модификация Ту-214).

Читайте также: МАКС: встанет ли на крыло авиация России?

Кстати, Ту-204 — один из немногих пассажирских самолетов, который на практике подтвердил возможность безопасного завершения полета со всеми неработающими двигателями. 14 января 2002 года самолет Ту-204, следовавший рейсом "Франкфурт -Новосибирск", в сложных метеоусловиях выработал все топливо за 17 километров от аэропорта Омска и совершил успешную посадку с двумя неработающими двигателями. При посадке никто не пострадал, а самолет вскоре вернулся в эксплуатацию.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook

Кубинка: ворота в небо

На фоне санкционной войны США против России появляется все больше признаков того, что партнеры Кремля по ЕАЭС и ОДКБ постепенно дистанцируются от Москвы. Первый тревожный для России сигнал прозвучал 15 марта с.г. в Астане, где впервые за четверть века лидера России не пригласили на саммит глав пяти стран Центральной Азии. На этой неделе эта история получила продолжение...

Страны Средней Азии создают Совет глав государств без Путина
Комментарии
Накрыли поляну... для детей
России не по пути с "союзниками" по ЕАЭС
Нацгвардия США срочно закупает аудиопрограммы русского языка
Американский аналитик: США легко победят Россию в войне
Американский аналитик: США легко победят Россию в войне
Сатана счастлив: Запад объявил Библию "необязательной для прочтения"
Сатана счастлив: Запад объявил Библию "необязательной для прочтения"
Почему Путин не отвечает на провокации Запада
Черноморский флот "показал класс" авианосной группе США у Сирии
России не по пути с "союзниками" по ЕАЭС
Черноморский флот "показал класс" авианосной группе США у Сирии
Черноморский флот "показал класс" авианосной группе США у Сирии
Страны Средней Азии создают Совет глав государств без Путина
России не по пути с "союзниками" по ЕАЭС
Россияне признали работу своего правительства эффективной
Россия предупредила Украину о "Майдане зробитчан"
России не по пути с "союзниками" по ЕАЭС
На Украине объявили о подготовке к признанию автокефалии "Киевского патриархата"
На Украине объявили о подготовке к признанию автокефалии "Киевского патриархата"
Дожили: "Петр, дайте квартирку за верность Родине"
Дожили: "Петр, дайте квартирку за верность Родине"

Беседа с российским подводником, капитаном 1 ранга Н.А.Черкашиным - ...Самое интересное, в этот момент в заливе Сидра находилась еще советская атомная подводная лодка К-172, под командованием капитана 2 ранга Николая Шашкова, вооруженная ракетами с ядерными боеголовками. У нее было задание: если американцы начнут высадку десанта на побережье Сирии, всплыть и нанести удар по израильскому побережью ядерными ракетами. А что такое израильское побережье? Это все государство Израиль, вытянутое вдоль побережья… То есть, 8 ядерных ударов по Израилю - и государства

Жаркое лето 1967-го: "Малый Перл-Харбор" Америки и "советский ракетный эсминец"