Ускользающий «Юкос»

Барон Ротшильд не отдаст президенту Путину акции?
Казалось бы, главное сделано — нефтяной олигарх, глава "Юкоса" Михаил Ходорковский ждет адвоката в уютном четырехместном "номере" СИЗО №4. Однако, согласно русской традиции, после того как дело сделано, нужно подумать — а зачем? И тут, как выясняется, конь еще не валялся. Российские СМИ одной из причин ареста называют боязнь власти потерять контроль над крупнейшей в России и одной из самых крупных в мире нефтяных компаний. Тем более что ТНК уже перешла под контроль международного капитала, слившись с British Petroleum. Но осуществляет ли российская власть контроль над "Юкосом" на самом деле?

Первым забил тревогу председатель наблюдательного совета компании "Ренессанс-Капитал", бывший депутат Госдумы, а когда-то министр труда в либеральном правительстве Егора Гайдара — Александр Шохин. Вчера он заявил, что контроль над акциями "Юкоса" находится у международной оффшорной Group MENATEP. И эти акции могут быть переданы и проданы, и никто об этом даже не узнает.

В частности г-н Шохин заявил, что если одна оффшорная структура продаст акции другой оффшорной структуре, которая, в свою очередь, будет представлять интересы большого покупателя, то смены владельца "можно даже и не заметить". В России никто не в состоянии контролировать этот процесс.

Сегодня в МФО "Менатеп" и самом "Юкосе" отрицают, что после ареста Михаила Ходорковского вступила в действие экстренная форс-мажорная схема управления активами. Однако, так или иначе, сегодня руководство компанией, которая находится под контролем международных оффшоров, осуществляют иностранные граждане.

После того как глава управляющей компании Василий Шахновский оказался в сенаторском кресле Совета Федерации от Эвенкии, его место занял первый вице-премьер американец Стивен Тиди. Финансовым блоком "Юкоса" заправляет финдиректор компании — гражданин США Брюс Мизамор. Международные связи "Юкоса" находятся под контролем гражданина Норвегии Хуго Эрикссена, чья жена Елена известна в среде московских журналистов тесной дружбой с бывшим главой Федеральной службы охраны Александром Коржаковым. Только за добычу нефти пока отвечает гражданин России Юрий Бейлин. Но если с ним случиться что-то вроде ареста или скоропостижного отъезда в Израиль, то и его обязанности будет выполнять выходец из американской компании Schlumberger — гражданин США Джо Мак. Как говорится, куда ни кинь — всюду клин. Но это еще не все.

Связями "Юкоса" с правительствами европейских стран заведует бывший министр иностранных дел Великобритании лорд Оуэн, ныне возглавляющий Yukos International UK. В документах Group MENATEP, контролирующей 61% акций "Юкоса", говорится, что в случае смерти или недееспособности Михаила Ходорковского 50% акций группы, находящиеся в трасте, могут достаться только одному из совладельцев гибралтарской компании, которые были заранее назначены самим Ходорковским. Будет ли это бежавший в Израиль Леонид Невзлин или кто-то еще не ясно. Ясно другое — одним из последних в списке тех, на кого возляжет контроль над актива "Юкоса" - четвертый барон лорд Джейкоб Ротшильд, известный международный финансист, глава дома британских Ротшильдов. А Ротшильды, как известно, народ серьезный и основательный.

Таким образом, "Юкос" абсолютно непробиваемо прикрыт участием виднейших лиц международных финансовых кругов. И, честно говоря, по сравнению с этими титанами генпрокурор Владимир Устинов выглядит, наверное, несколько бледновато. Однако государство есть государство, и генпрокурор, вне зависимости от своих личных качеств, его слуга. В конце концов, СССР, находясь в куда более нелегкий обстоятельствах, тем не менее, сумел смирить претензии международного капитала и найти с его представителями общий язык.

Многие российские эксперты приходят к выводу, что российские правоохранительные органы при всем своем старании не смогут воспрепятствовать движению акций "Юкоса" - и руки коротки, и ресурсов недостаточно. Однако некоторые всерьез рассматривают возможность того, что на акции "Юкоса" в самое ближайшее время может быть наложен арест. Так, аналитики ИК "ОФГ" сообщили "Утру.Ру" такую версию. Генпрокуратура объявила, что незаконными действиями Ходорковского и Лебедева государству нанесен ущерб в размере, превышающем один миллиард долларов. Сумма эта большая, и если следствие будет уверено, что акции "Юкоса" могут уплыть в неподобающие руки, то оно обязательно добьется от суда решения о наложении на них ареста. По крайней мере, на акции, находящиеся во владении арестованных Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и отпущенного сенатора Василия Шахновского.

Их доли в группе "Менатеп" представляют собой прозрачный актив, информация о котором была раскрыта владельцами. Естественно, власти могут попытаться арестовать эти акции, считают аналитики. Вопрос только в том, что арестовать акции может оказаться не так уж просто.

И действительно, помимо повального недоверия к российской системе правосудия на Западе, практически не существует прецедентов исполнения российских судов за границей. Скорее наоборот иностранные судьи при первом же удобном случае норовят эти решения игнорировать, а то и отменять. РФ до сих пор не подписала важнейшие международные юридические документы, и в итоге на Западе не защищены не только права российских компаний, но и государства.

Но вопрос, собственно, в другом — а нужно ли Генпрокуратуре добиваться ареста этих акций? Расстановка сил на сегодня ясна. Все стороны ожидают гласного и открытого судебного разбирательства и не склонны предпринимать резкие движения. Стоит спугнуть иностранных акционеров "Юкоса", и искать эти акции придется так же долго, как и "золото КПСС". Такой расклад не выгоден никому. Поэтому государство, так или иначе, должно вести с иностранными акционерами "Юкоса" некий кулуарный диалог. Тот факт, что президент РФ Владимир Путин не так давно встречался и с бывшим госсекретарем США Генри Киссинджером, имеющим свой интерес в делах "Юкоса", и с лордом Джейкобом Ротшильдом, позволяет сделать вывод, что стороны конфликта находятся в тесном контакте и имеют возможности обсуждать все предпринимаемые шаги.

С другой стороны, кто бы ни владел акциями и зарубежным имуществом "Юкоса", все богатство компании сосредоточено в недрах России. Без добываемой в России нефти "Юкос", по сути дела не представляет интереса и не стоит и ломаного гроша. Интерес той же американской компании ExxonMobil — исключительно к разведанным запасам нефти, "Юкосу" пока подконтрольных. Завтра этих запасов у "Юкоса" не будет, и президент ExxonMobil Ли Реймонд пойдет договариваться к Михаилу Касьянову, напрочь позабыв про томящегося в неволе Михаила Ходорковского. Такова правда жизни. Как говорится, бизнес — есть бизнес. И ничего с этим не поделать.

Иной вариант, конечно, представить сложно. Но, если воротилы международного бизнеса и российские власти вдруг не договорятся, то работа всех предприятий, подконтрольных "Юкосу" в России, и их счета могут быть заблокированы в считанные часы. А это значит, что люди заинтересованные в прибылях "Юкоса", потеряют намного больше денег, чем потеряли за вчерашний день биржевой паники.

Понятно, что такое развитие событий не нужно ни иностранным акционерам, ни российским властям. Что бы при этом не думали перепуганные топ-менеджеры компании. Поэтому-то российский суд, скорее всего, и не станет налагать на акции Ходорковского арест. А Ходорковский, соответственно, не станет передавать на волю роковое распоряжение. В конце концов, он разумный человек.

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/89/355/11179_yukos.html

Обсудить