Арктика военная и промышленная: все особенности государственных программ РФ

Российская Федерация намерена выделить до 2025 года 160 миллиардов на второй и третий этап госпрограммы развития Арктики. По словам премьера-министра РФ Дмитрия Медведева, Россия примет госпрограмму по социально-экономическому развитию Арктики в новой редакции и с продленным сроком.

Медведев отметил, что финансирование будет осуществляться в три этапа: "Это формирование в арктических регионах точек экономического роста, так называемых опорных зон. Это дальнейшее развитие Северного морского пути, инфраструктуры, которая бы обеспечивала мореплавание в акватории. Еще одно направление — это освоение континентального шельфа с помощью современной техники и технологий".

Арктику уже традиционно называют мировой кладовой углеводородов. Территория арктического шельфа России, границы которой утверждены международными соглашениями, составляет 4,1 миллиона квадратных километра: это примерно территория всего Европейского союза. По словам ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников Рустама Танкаева, площадь территорий, перспективных для добычи нефти и газа, составляет два миллиона квадратных километров.

"Добывать на шельфе какие бы то ни было виды углеводородного сырья, нефть или газ, сейчас невозможно: технологий нет. Но для того, чтобы нормально жить завтра, готовиться к этому нужно сегодня. Поэтому необходимо готовить шельф к разработке не только углеводородного сырья, но и других видов полезных ископаемых. Чтобы эффективно работать на шельфе, необходимо оборудование. Такого оборудования нет ни у нас, ни у наших соседей", — говорит Танкаев. Тем не менее в Рослякове под Мурманском и на верфи "Звезда" в бухте Большого Камня около Владивостока "Роснефтью" уже начато строительство двух огромных научно-производственных центров и инфраструктурных, вспомогательных судов. Они расположены на разных концах Северного морского пути.

Танкаев добавляет, что в отношении разработки технологий наша страна находится в самом лучшем положении среди арктических государств именно потому, что у нее есть Северный морской путь — источник окупаемости всех проектов. "Первое, что можно будет делать с месторождениями нефти и газа на арктическом побережье России, и на мелком шельфе — это бункеровка судов. Это производства топлива и бункеровка судов, которые идут по Севморпути. Это безумно выгодная штука", — отмечает эксперт.

В свою очередь в начале августа стало известно, что Минэкономразвития разработало государственную программу освоения Арктического региона, согласно которой к 2035 году в России будет построено восемь атомных ледоколов. Постройка новых судов атомного флота нужна для навигации в течение года по Севморпути и для экспедиций в Арктике. Сообщается, что "потребность в судах для работы на Северном морском пути сформирована российскими нефтегазовыми компаниями".

Как говорит Танкаев, количество грузов, которые перевозятся по Севморпути, растет очень быстро, однако "сколько их будет в итоге, никто не знает, но есть планы, которые могут быть реализованы. Сейчас это где-то четыре миллиона тонн в год, планируется довести до 70-80 миллионов тонн в год.

Также в мае этого года стало известно, что новые российские патрульные ледоколы проекта 23550 "Иван Папанин" будут иметь на вооружении крылатые ракеты. Это патрульный корабль ледового класса, который может выполнять боевые задачи в условиях вечной мерзлоты — на льду до полутора метров толщиной. По словам главного редактора журнала "Национальная оборона" Игоря Коротченко, ледокол также может выполнять ударные боевые функции: "Конвоирование, сопровождение, при необходимости нанесение ударов по целям — и все это в условиях Арктики. Именно в этом плане таких разработок еще нигде нет".

Как добавляет военный политолог Александр Перенджиев, "Россия никому не угрожает, но свои арктические рубежи будет защищать". "Серьезность своих намерений мы демонстрируем как раз в вопросах создания арктических военных ледоколов. Безусловно, это будет уникальный класс кораблей в рамках Северного флота. Возможно, не в ближайшей перспективе, а в будущем можно будет говорить и о создании Арктического военного флота — не северного, а именно арктического", — говорит Перенджиев.

В комментарии для читателей "Правды.Ру" советский и российский исследователь Арктики и Антарктики, крупный российский ученый-океанолог Артур Чилингаров особо отметил, что выделение 160 миллиардов на программу развития Арктики не просто очень нужное, но и своевременное событие. Сейчас, когда конструируются новые атомные ледоколы, идут геологическая разведка, разработка шельфов по добыче углеводородов, такие решения от руководства страны просто необходимы. Россия вкладывается не только в благополучное настоящее, но и на много лет вперед — в светлое будущее, добавил Чилингаров.

"Россия осваивает Арктику в мирных целях. Мы ждали этого решения, и я знаю, что государство всячески поддерживает устранение всех проблем, которые есть в Арктике", — сказал в заключение ученый.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
NASA отказывается финансировать строительство космического корабля "Союз"
NASA отказывается финансировать строительство космического корабля "Союз"
Ярмольник раскритиковал "заслуженных" и "народных" артистов
Ярмольник раскритиковал "заслуженных" и "народных" артистов
Ярмольник раскритиковал "заслуженных" и "народных" артистов
Ярмольник раскритиковал "заслуженных" и "народных" артистов
Ярмольник раскритиковал "заслуженных" и "народных" артистов
В Мурманской области потерпел крушение бомбардировщик Ту-22М3
"Боевой крот": детективная история о подземной лодке
Южные Курилы: В ожидании очередного "волюнтаризма" Кремля
Южные Курилы: В ожидании очередного "волюнтаризма" Кремля
Южные Курилы: В ожидании очередного "волюнтаризма" Кремля
Южные Курилы: В ожидании очередного "волюнтаризма" Кремля
Ярмольник раскритиковал "заслуженных" и "народных" артистов
Давосские богачи стали мировой проблемой
Пошел за рыбой - попался бегемоту
ЕС требует от России сохранить транзит газа через Украину
ЕС требует от России сохранить транзит газа через Украину
Как США заставили купить Аляску
На смерть Ольги Грековой
Давосские богачи стали мировой проблемой