"Южный поток" подлил в огонь… газа

Вокруг "Южного потока" разгораются страсти. В то время, как Евросоюз ищет рычаги давления на Москву в свете событий на Украине и в Крыму, Газпром уверенно следует плану по реализации проекта "Южный поток", в том числе на сухопутных территориях отдельных стран ЕС. Конечно, такая самоуверенность газового гиганта не может не подливать масла в огонь.

Со стороны Евросоюза уже посыпались предупреждения о возможном прекращении сотрудничества с Россией по газопроводу "Южный поток". Эти заявления, разумеется, мало сопоставимы с действительностью, в которой Евросоюз слишком зависит от российского голубого топлива, но все же не следует забывать, что у Газпрома есть вполне ощутимые конкуренты — страны Северной Африки, Иран и Азербайджан. Объем поставок этих стран несравним с российским газовым гигантом, однако и зима уже близится к завершению, о чем не забыл упомянуть еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер, заявляя о возможности отложить переговоры по газопроводу (так и просится добавить "до следующих холодов").

Впрочем, европейцы уже давно подумывают о том, как бы обеспечить себя газом не российского происхождения, в связи с чем рассматриваются сразу три проекта: Трансадриатический газопровод (TAP), Интерконнектор, идущий по пути Турция-Греция-Италия (ITGI) и Nabucco. Впрочем, последний проект, который по плану должен был транспортировать газ из Туркмении и Азербайджана, был заморожен 28 июня 2013 года, после чего приоритетным стал Трансадриатический газопровод. Однако и ITGI тоже был обречен на провал, поскольку консорциум "Шах-Дениз" отверг возможность поставки азербайджанского газа по этой артерии.

Читайте также: Баку переоценил свои газовые возможности

В результате сейчас единственный реальный конкурент Газпрому — это проект TAP. И то это скорее будущий конкурент, ибо сейчас он застыл в ожидании завершения строительства будущего Трансанатолийского газопровода (TANAP) и разработки месторождения "Шах-Дениз-2". Стоимость второй части проекта по разработке азербайджанского месторождения Шах-Дениз оценивается в 25 миллиардов долларов. Получить первый газ оттуда планируется в 2018 году. Таким образом, через четыре года расчеты Евросоюза снизить зависимость от российского газа вполне могут сбыться, но сейчас…

"Евросоюз и особенно его комиссар по энергетике, давно пытаются каким-то образом вставить палки в колеса строительства "Южного потока" и применяют самые разные — дозволенные, а часто недозволенные методы, поэтому повод у них, конечно, сейчас появился в связи с украинскими делами, — поделился своим мнением с корреспондентом Pravda.Ru президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. — Хотя я считаю, что мы уже в принципе начали эту работу, есть договоренность со многими странами, которые готовы потреблять этот газ, поэтому, конечно, попытаться они что-то могут, а реально запретить они нам строить не могут. Мы у них и спрашивать не будем, тем более, когда речь идет о нашей территории. Потом, пока мы строим еще по дну Черного моря и мы идем по территории турецкой, которая не входит в ЕС, поэтому, что они могут сделать? Я думаю, что, конечно, нервы немножко подпортить они нам могут, но существенно повлиять на ситуацию вряд ли они сумеют".

Другое дело, как поведут себя страны, по территориям которых будет проходить трубопровод "Южный поток", а именно, Болгария, Сербия, Венгрия, Греция, Словения, Хорватия и Австрия. К примеру, Болгария и Сербия, где Газпром уже начал работы по прокладыванию "Южного потока", давление на глав этих стран уже идет со стороны Еврокомиссии. И во вторник экс-президент Болгарии Георгий Пырванов заявил болгарским СМИ в свете предупреждения Эттингера о замораживании реализации "Южного потока", что никто не дает права еврокомиссару вести переговоры от имени стран, расположенных на маршруте новой газовой артерии. Ранее о решении не прерывать предварительные работы по строительству газопровода "Южный поток" на своей территории, согласно информации Reuters, уже сообщил премьер-министр Болгарии Пламен Орешарский.

Читайте также: Майдан - это борьба за передел газового рынка

"Там, смотрите, в чем проблема, в Европе же два уровня власти. Есть уровень национальный, есть уровень самого ЕС, Еврокомиссия, Европарламент, — пояснил корреспонденту Pravda.Ru директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Сейчас проблема в том, что межгосударственными отношениями, в том числе в энергетической сфере, занимаются правительства отдельных стран. На Еврокомиссии активно идет работа по тому, чтобы ей эти полномочия передали, чтобы она была единым представителем всей Европы. И они думают, что это улучшит их ситуацию. Можно будет устраивать конкуренцию между другими странами, они будут стравливать страны и добиваться для себя более выгодных условий.

Там не все у них получается, потому что страны не хотят отдавать эти полномочия, понимая, как это для них важно. При этом страны упирают на то, что отношения внутри Европейского союза регулируются все-таки уровнем ЕС и эти страны к нему так или иначе подстраиваются, пытаются приводить свои нормы в соответствие с законодательством Европейского союза в целом, и вот в этом идет некоторое бодание. По "Южному потоку" соглашения заключены со странами. Еврокомиссия пытается влезть в этот процесс и говорит, что потом же вы все равно должны будете действовать по нормам европейского законодательства, так давайте уж его сразу введем, европейское законодательство. А для Газпрома эти страны настаивают, что должно быть исключение под этот проект, потому что такие исключения уже были неоднократно, их было много, почему бы под этот проект еще не выдать исключение?".

При этом эксперт подчеркнул, что Украина для стран ЕС, очевидно, является ненадежным партнером, поэтому сейчас вопрос обходных маршрутов для газопровода стоит крайне остро для всех. И в этой связи именно ускоренное прокладывание газопровода "Южного потока" выгодно далеко не только для России, а для всего Евросоюза. То есть в данный момент еврокомиссии следовало бы исходить исключительно из экономических интересов, не смешивая с политическими игрищами, в которые его завлекла украинская кампания. А тем временем, хорошие новости о работе в направлении реализации проекта сообщил глава Газпрома Алексей Миллер. По его словам, оператор проекта строительства подводной части "Южного потока", South Stream Transport B. V., готов к концу марта подписать договор на укладку первой нити артерии и поставку труб для второй ее нитки… Таким образом, пока одни развлекаются угрозами, процесс газификации в обход Украины продолжается…

А что вы думаете о самых последних новостях о ситуации и событиях на Украине? Что вы думаете о результатах референдума в Крыму?  Что будет с Крымом? Что будет с Украиной? Насколько реальна угроза войны за Крым? 

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить