Рынок близок к перенасыщению смартфонами

Смартфоны завоевали и скушали Россию

За последние 20 лет мобильные телефоны стали неотъемлемой частью нашей жизни. Теперь человек, вышедший на улицу без телефона, ощущает себя так же, как если бы он забыл переодеть домашние тапочки. Смартфоны, пришедшие на смену простым мобильникам, наступают еще активнее, обещая полностью насытить российский рынок в течение ближайших двух-трех лет.

Гиганты телефонной индустрии Apple, Samsung и Nokia наперебой публикуют отчеты, содержащие внушительные цифры продаж. Новинки раскупаются миллионами единиц сразу же после выхода в свет и сохраняют свою привлекательность в течение долгого времени. При этом кажется парадоксальным, но прибыль компаний неуклонно снижается. У того же Samsung за 2012 год акции потеряли порядка 4 процентов своей стоимости, что объясняется несоответствием прогнозов и реальных объемов продаж. Попросту некому приобретать новые аппараты, одна часть потребителей уже вооружилась смартфонами, а другой банально не хватает средств. Пожилые люди не требует от телефона ничего кроме его непосредственных функцией приема-вызова, вероятно смена поколений может несколько оживить рынок. Вчерашние школьники, став самостоятельными молодыми людьми, непременно захотят от аппарата большего и остановят свой выбор на смартфонах.

В европейских странах уже сегодня "умных телефонов" больше, чем обычных. Америка отстает с небольшим отрывом, а обгоняет всех Япония, в которой развитие технологий традиционно сильно. По оценкам экспертов, россияне и к 2015 году не смогут сравнять количество смартфонов и простых мобильных телефонов, а виной всему резкое расслоение по уровню жизни. В столице и ее окрестностях телефон без операционной системы — нонсенс, а в глубинке не будут знать, как к нему подступиться. Среднестатистической зарплаты в небольших городах не хватает для таких изысков, в списке жизненно важных приобретений смартфоны не значатся, предпочтение отдается менее сложным и соответственно более дешевым аппаратам. Впрочем, среди общего числа проданных по России аппаратов около трети составляют смартфоны, соответственно 13 миллионов из 42.

Читайте также: ПК постепенно уходят с мирового рынка?

Ежеквартальный рост доходов преуспевающей компании Apple также год от года опускается вниз. Если в 2010 можно было похвастаться цифрой в 90 процентов, то в 2012 — уже 75, а к середине 2013 лишь 19. Не все абоненты стремятся сменить свои аппараты на дорогостоящие новинки, объективной необходимости в этом нет. Компании-производители пытаются привлечь клиентов неожиданным дизайном, яркой расцветкой корпусов и улучшением технических характеристик, но самый действенный аргумент — снижение цен. Большинство делает ставку не на имиджевые характеристики, а на практичность. Многофункциональное устройство, способное потягаться с ноутбуком или планшетом, должно стоить не слишком дорого. Удешевление продукции способствует ее выходу "в народ".

Для завоевания новых рынков сбыта производители готовы идти на уступки и выпускать продукцию по специальным расценкам. В развивающихся странах можно приобрести iPhone и за 300 долларов, а в Европе эта цифра будет ощутимо выше. Конечно же, речь идет о моделях с разными характеристиками, но в любом случае — это смартфон, позволяющий своему владельцу просматривать видео, фотографировать и выходить в сеть. При таком подходе объемы продаж могут расти более высокими темпами, чем доходы.

Смену флагманских моделей, то есть обладающих максимальным набором функций, каждый производитель стремится проводить не реже чем раз в три года. Именно после этого срока службы появляется желание обновить телефон или вовсе заменить его на смартфон. Но рынок более не способен переварить такое количество дорогостоящих моделей, наращивание производства приведет только к затариванию складов. Глобальных технических преимуществ, способствующих рывку продаж, нет ни у одного из производителей. Список предлагаемых возможностей приблизительно одинаков и на программном уровне, и на уровне "железа". Пользователи выбирают между различными марками и операционными системами, ориентируясь в основном на личные предпочтения.

Времена взрывного роста спроса безвозвратно ушли, уступив место стабильному линейному периоду. Вовсе нет телефона только у самых малоимущих слоев населения. Компании хотели бы и дальше развиваться в заданном темпе, но объективные экономические показатели не дают такой возможности. Для аналитиков ситуация абсолютно прозрачна, что видно из снижения заказов на комплектующие и попыток предложить новые электронные продукты. Смартфоны заставили подвинуться игровые консоли, планшеты и ноутбуки, но в итоге вступили в конкурентную борьбу сами с собой.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Автор Мария Абрамова
Мария Абрамова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Обсудить