Смерть от глюкозы?

Гибель трех детей можно назвать черным днем нашей медицины. 21 апреля с интервалом в два с небольшим часа в детской городской клинической больнице №1 Казани один за другим скончались мальчик и две девочки, попавшие туда по роковому стечению обстоятельств из роддомов.

Эта трагедия потрясла как самих родителей, горе которых нельзя описать никакими словами, так и жителей города, общественность. Тяжелый удар по престижу медработников заставил руководство городского Управления здравоохранения в тот же день создать комиссию с целью анализа сложившейся ситуации и принятия экстренных мер.

И вот что установила комиссия, состоявшая из компетентных и опытных медработников.

Мальчик, родившийся 11 апреля 2001 года весом 4 килограмма 240 граммов, имел желтушный синдром, из-за чего был переведен для дальнейшего лечения 17 апреля в отделение патологии новорожденных детской клинической больницы №1. Здесь было проведено обследование и активное лечение. Однако лекарственная терапия не имела действенного результата, мало того, через три дня, то есть 20 апреля, состояние ребенка резко ухудшилось. Его перевели в реанимацию, где 21 апреля в 7 часов 45 минут была констатирована смерть.

Девочка, родившаяся 6 апреля в родильном отделении клиники медицинского университета весом 3 килограмма 210 граммов, имела желтушный синдром. Ее также перевели в эту клинику, где на фоне проведенного лечения, аналогичного по составу препаратов лечению мальчика, наступило вроде бы улучшение состояния. Но затем оно резко ухудшилось. И в реанимационном отделении в 9 часов 40 минут врачи зафиксировали смерть ребенка.

Девочка родилась 19 марта в родильном отделении РКБ МЗ РТ весом 3 килограмма 980 граммов. На восьмой день — 11 апреля — направлена детской поликлиникой №10 из-за затянувшейся физиологической желтухи. Диагноз тот же, что и у двух первых скончавшихся пациентов — полностью назовем его медицинским языком: «Коньюгационная желтуха. Перинатальное поражение центральной нервной системы в форме мышечной гипотонии. Интравентрикулярные кровоизлияния 2-й степени. Аспириационный синдром».

В клинике после двух смертей шла напряженная терапия. За жизнь девочки боролись, что называется, изо всех сил. Но и в этом случае медики оказались бессильными. 21 апреля в 12 часов дня девочка умерла. Как зафиксировала комиссия: «Основной патологоанатомический диагноз и его осложнения аналогичны двум предыдущим случаям».

Итак, комиссия проследила всю печальную хронологию и динамику происшедших событий. Она сразу же провела экстренные мероприятия. О сложившейся ситуации известила Минздрав РТ, Департамент по фармации, ГУП «Таттехмедфарм». Организовала консультации новорожденных всеми ведущими специалистами. Опечатала и изъяла по акту лекарственные средства во всех отделениях больницы, заменив их полностью в течение суток. Была организована экспертиза лекарственных средств и изделий в региональном центре контроля лекарственных средств, Татарском республиканском центре по контролю за производством и качеством лекарственных препаратов, Республиканском бюро судебно-медицинской экспертизы, Государственном комитете РТ санэпиднадзора. Кроме того, для проведения медицинской экспертизы гистологического материала и медицинских документов умерших новорожденных детей были привлечены главный внештатный патологоанатом МЗ РТ, профессор С.Б. Петров, и.о. завкафедрой фармакологии Казанской государственной медицинской академии, профессор, доктор медицинских наук Л.Е. Зиганшина. Организовано обследование санитарно-технического и противоэпидемического состояния детской городской больницы № 1.

Предварительно комиссия, на основе представленных заключений, пришла к выводу, что причиной смерти трех детей является реакция на введение лекарственных веществ, и вероятнее всего — препарата глюкозы.

Здесь необходимо привести заключение регионального центра государственного контроля качества лекарственных средств и Татарского республиканского центра по контролю за производством и качеством лекарственных средств: «Не соответствуют показателям нормативно-технических документов растворы глюкозы».

Копии всех заключений 21 мая были представлены в Прокуратуру Республики Татарстан, которая 24 мая возбудила уголовное дело по ч. 3 ст.238 УК РФ («Производство, хранение, сбыт товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающие требованиям безопасности, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц», предусматривает лишение свободы на срок от 4 до 10 лет). Дело для расследования передано в прокуратуру Казани. Прокурор республики Кафиль Амиров взял его под свой личный контроль. Следствие должно ответить, на каком этапе препарат глюкозы был подготовлен с отклонением от требуемых норм и химических формул. И тогда станет известно имя недобросовестного фармацевта.

Данный материал ни в коем случае не затрагивает профессиональные достоинства врачей, фармацевтов. Но гласность в этой непростой и печальной истории необходима для того, чтобы впредь исключить повторение роковых ошибок.

Равиль Хазиев

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Обсудить