Ковент-Гарден: легенда, неподвластная времени

Изначально построенный как драматический театр, "Ковент-Гарден" некогда зарабатывал себе на жизнь цирковыми представлениями, и лишь со временем он стал домашней сценой Лондонской Королевской оперы и Лондонского Королевского балета.

История английского театра вообще и "Ковент-Гардена" в частности тесно связана с развитием драматургии, а также с политическими событиями на берегах Туманного Альбиона. Величайший создатель трагедий и комедий Уильям Шекспир оставил мировой культуре настолько богатое наследие, что оно не исчерпано до сих пор. Однако пуритане, пришедшие к власти в Англии в середине XVII века, сочли театр элементом "неправильного общества", а лорд-протектор Оливер Кромвель даже издал особый указ, запретивший все сценические постановки и прочие публичные увеселения.

Перемены наступили только после смерти узурпатора. С началом эпохи Реставрации классические английские пьесы снова появились на сцене, хотя новая драматургия все еще находилась в упадке. На волне этих перемен был даже открыт новый театр — "Дрюри-Лейн", который действует и поныне, став старейшим из непрерывно действующих театров Великобритании.

Несмотря на перемены в обществе, крупные британские писатели и поэты практически не создавали пьес, а если и писали их, то предназначали только для чтения, но никак не для сцены. В таких условиях английские актеры были вынуждены либо исполнять известные всем произведения Шекспира, либо играть в переводных французских водевилях, второсортных мелодрамах и салонных комедиях. Спрос на такие "импортные" постановки у зрителей по понятным причинам был невысок.

Читайте также: Оззи Осборн — потомок русского царя?

Для привлечения публики руководители театров были готовы на все. В помещениях читались лекции и собирались различные общества, а на сценах выступали дрессированные животные, демонстрировали свое мастерство фокусники и акробаты. Аристократы, особенно побывавшие в Италии и Франции, где театры уже тогда были развиты, приходили от лондонских подмостков в ужас.

Наиболее известными британскими театрами в то время были лондонские "Дрюри-Лейн" и "Ковент-Гарден". Только им было дано исключительное право на постановку так называемой законной, или "правильной" (классической), драмы. "Дрюри-Лейн" был основан первым, в 1663 году, а "Ковент-Гарден" — многим позднее, причем у его истоков стояли ведущие актеры первого театра.

Фото: AP

Причиной раскола труппы "Дрюри-Лейн" стали деньги и власть. Театр был основан как товарищество на паях, и только часть этих паев принадлежала актерам. Значительную часть долей собрал в своих руках искусный делец, адвокат Кристофер Рич. Ему было мало прибылей, и он стал вмешиваться в постановки, что категорически не понравилось ведущим актерам. Труппа распалась, а беглые артисты организовали свой театр — "Линкольнс-Инн-Филдс", расположенный в местечке Ковент-Гарден. Ранее в этом районе Лондона были сады и огороды монахов Вестминстерского аббатства.

Вскоре Кристофер Рич умер, и к труппе нового театра присоединился его сын Джон. Однако он пришел не с амбициями владельца, а как актер. Вскоре его примеру последовали и еще несколько артистов "Дрюри-Лейн": Дж. Куин, П. Уоффингтон, Дж. Энн Беллами. Именно под руководством Джона Рича театр стал называться "Ковент-Гарден". Произошло это в 1732 году.

7 декабря 1732 года в обновленном театре состоялась премьера пьесы У. Конгрива "Светские обычаи", имевшая впоследствии грандиозный успех. Перед спектаклем актеры торжественной процессией взошли на подмостки, неся Рича на руках, — таково было их уважение к новому директору театра.

Через два года в "Ковент-Гардене" начали ставить оперу, в первую очередь сочинения Георга Фридриха Генделя, бывшего тогда музыкальным руководителем театра. Первой была поставлена его ранняя опера "Верный пастух". Здесь же в 1743 году была впервые исполнена его оратория "Мессия", а в дальнейшем исполнение произведений на религиозные темы в дни Великого поста стало в "Ковент-Гардене" традицией.

Уверенное развитие театра продолжалось довольно долго: к началу XIX века заметно изменился состав публики — спектакли стали посещать не только аристократы, но и мелкая буржуазия, клерки и даже ремесленники. Однако в 1808 году в "Ковент-Гарден" пришла беда: помещение театра было полностью уничтожено пожаром.

Новое здание было построено всего за девять первых месяцев 1809 года по проекту Роберта Смерка. Открылся второй "Ковент-Гарден" 18 сентября 1809 года постановкой "Макбета". И тут произошло событие, которое считается началом знаменитого "театрального бунта".

Новый директор театра, актер Джон Кембл, поднял цены на билеты, что было с негодованием встречено публикой, уже полюбившей "Ковент-Гарден". Зрители ломали скамейки в партере, забирались на сцену, избивали актеров и крушили декорации. На спектакли публика приходила не с пустыми руками — зрители приносили детские дудки, свистки, трещотки и во время постановок пускали все это в действие, перекрикивая невообразимый шум громкими призывами: "Старые цены!".

Бунт продолжался сорок два дня и закончился победой публики. Вскоре в английских театрах появился особый класс зрителей — театральные критики. Эти люди занимали места в первых рядах, строго и придирчиво оценивали постановки, после чего печатали статьи в газетах. От их мнения во многом зависела и оценка работы театра, и его посещаемость, так что критикам всегда оказывался радушный прием.

В первой половине XIX века на сцене "Ковент-Гардена" с успехом шли оперы, балеты, драматические спектакли, демонстрировалась пантомима и даже клоунада. В 1840-х годах театр снова переименовали. После прихода в "Ковент-Гарден" части труппы Лондонского оперного театра он стал называться "Королевская итальянская опера", а впоследствии — просто "Королевская опера". Драма навсегда исчезла из его репертуара. Постановки опер шли на языке оригинала: итальянском, немецком и даже русском.

Второй пожар произошел в "Ковент-Гардене" 5 марта 1856 года. И снова театр восстал из пепла.

Третий "Ковент-Гарден" был построен по проекту Эдуарда Мидлтона Барри и открылся 15 мая 1858 года постановкой оперы Мейербера "Гугеноты". В таком виде он существует и поныне.

Пережил "Ковент-Гарден" и две мировые войны. Во время Первой он был реквизирован и использовался как склад, а во время Второй для поднятия духа лондонцев здесь проводились танцевальные вечера. К счастью, на это здание не упала ни одна бомба.

С окончанием войны в стены "Ковент-Гардена" вернулась жизнь: 20 февраля 1946 года театр открылся "Спящей красавицей" Чайковского в постановке Оливера Мессела. Сегодня театр является домашней сценой Лондонской Королевской оперы и Лондонского Королевского балета.

Сейчас в репертуаре "Ковент-Гардена" значатся многие шедевры мировой классики. Труппа "Королевского балета" объездила с гастролями весь мир, посетив в том числе и нашу страну. Здравствует ныне и театр "Дрюри-Лейн", с которого все началось, но его славу уже полностью затмила сияющая звезда "Ковент-Гардена".

Читайте самое интересное в разделе "Культура"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Комментарии
Иисус Христос - отец двух малышей
Эксперт разгадал загадку "небывалого товарооборота" Украины и США
Папа Римский: за педофилию среди священников Церковь взялась слишком поздно
Еще одна учительница сядет за секс с учениками. Пожизненно
Мадрид в бешенстве: Барселона разыгрывает крымский сценарий
ГД не поддержала предложение отбирать мандаты у депутатов за прогулы
Три типа матерщинников: кто по-настоящему опасен?
Тайный план США по спасению империи
Выбор всегда есть: немцы хотят заменить Меркель Путиным
"Выкорчевать заразу": Каспаров поставил России условие
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
80 млн долларов на "войну": как раскручивают "майдан" в России
Выбор всегда есть: немцы хотят заменить Меркель Путиным
Необычная неделя: Голливуд против РФ, "Калашников" под прицелом
ГД не поддержала предложение отбирать мандаты у депутатов за прогулы
Российский "Триумф" в армии НАТО
Десять российских партий объединились в блок "Третья сила"
Эксперт рассказал, зачем России "Третья сила"
Заброшенный бронетанковый ремонтный завод в Уссурийске
Российский робот-хирург обставил американский аналог
Кто поставил истуканов: ученые разгадали тайну острова Пасхи