Музеи ангелов и чертей в Европе

Кунсткамеры мира: музеи ангелов и чертей

В советские времена литовцы принялись коллекционировать чертей. Через какое-то время этому сатанинскому воинству потребовался музей. Черти продолжали еще прибывать в Прибалтику и после обретения Литвой независимости, как в центре Европы бюргеры позаботились о создании специального жилища для ангелов-хранителей. Вот так и уравновешивают друг друга две противоборствующие стороны.

2 октября 2007 года, в католический праздник Дня святого ангела-хранителя, в городе Бреттен (земля Баден-Вюртемберг) открылся "Немецкий музей ангела-хранителя" (Deutsches Schutzengel-Museum). По крайней мере, такое название запатентовано за этим музеем. В первый же год количество посетителей перевалило за восемь тысяч человек, и в 2009 году музей вынужден был расширить свою экспозицию, которую разместили в двух дополнительных помещениях.

В них собрана самая полная коллекция ангелов-хранителей и им подобных сущностей, описанных в различных религиозных системах мира: от христианства (католицизм, протестантизм, православие) до ислама, от дохристианских представлений Европы до верований индейцев Америки. Создать такую экспозицию во многом помогли рядовые граждане города. Коллекцию удалось также расширить благодаря приобретению через аукцион коллекции другого, уже закрывшегося "Музея ангела-хранителя" в курортном городке Бад-Вимпфен (земля Баден-Вюртемберг).

В музейных фондах имеются картины, медали, гравюры на дереве и металле, офорты и гобелены, сделанные в промежуток с 16 по 19 века, где есть довольно редкие изображения ангелов-хранителей. Здесь посетители могут ознакомиться с многочисленными историческими цветными литографиями и почтовыми открытками, на которых изображены ангелы-хранители (XIX — начало XX века). На стенах развешаны иконы, на витринах красуются крылатые защитники, выполненные из фарфора, чугуна и прочих материалов, а также современные поделки на ту же тему. Ядром экспозиции является тема изменения представлений об ангеле-хранителе в европейском искусстве, начиная с появления в середине 19-го века лубочных картинок.

Читайте также: Ложь и подделки? Музейная ценность!

Экскурсанты охотно останавливаются перед двумя специальными экспозициями. Первая коллекция демонстрирует мотивы ангелов-хранителей времен конфирмации и коммуниона в католицизме и евангелизме. Вторая посвящена использованию образа небесного защитника в пропагандистских целях во время Первой мировой войны.

Фото: AP

Чтобы представление об ангеле-хранителе было наиболее полным, помимо его христианского образа в музее представлены статуи, амулеты и обереги античности, индуизма, буддизма и исламского мира. А также артефакты, принадлежащие культурному пространству Нового света (например, таких индейских народов, как хопи и ирокезы). Западные апачи искренне верили в защитную силу бус из бирюзы или перышка с груди орла. У других индейских народов существовали сложные смеси из различных растений и проведение особых ритуалов. У навахо был амулет из желчи орла, медведя, пумы и скунса. Еще не так давно, в 1946 году, все взрослые члены племени навахо носили желчный амулет. Вообще почти все индейцы Северной Америки верили, что спастись от колдовства можно только в случае, если дух-покровитель обладал большей силой, чем дух колдуна, или же благодаря церемониям, которые выполняли шаманы.

"Предком" христианского ангела-хранителя может считаться добрый дух греческой мифологии — агатодемон — буквально "благой демон". Даже величайший мудрец античности Сократ, несколько иронически относившийся к богам, постоянно прислушивался к голосу своего демона и следовал его благим советам.

В отличие от христианства, где бытовало понятие о "личном ангеле" каждого человека, который хранит своего подопечного от зол и дурныхпоступкови заступится за него на Страшном суде, ранние мусульманские богословы сомневались, что вера в ангелов может сочетаться с основным догматом ислама — единобожием. Однако Коран не отрицает их существование, а ангел Джабраил даже служил посредником между Аллахом и пророком Мухаммадом. Вот только изображать их не стали, конечно, из-за общего запрета на изображения в этой религии. Но если представить себе невозможное — то мусульманские ангелы, иерархия которых в целом напоминает иудейскую и христианскую, не радовали бы глаз. В исламе ангелы огромны и ужасны; их тела состоят из множества глаз и языков. Зато как прекрасны их амулеты! Собственно латинское amuletum происходит от арабского глагола "гамала", что означает "носить".

В Египте и Северной Африке амулеты называли "хурза", а в Аравии, Месопотамии и Сирии — "тамима" или "удза". Камнем для такого оберега обычно служил агат с белыми прожилками. На тщательно отполированную поверхность камня наносили надписи, что было довольно дорогостоящим делом. Голь, как говорится, на выдумки хитра. Обработчик покрывал всю поверхность камня воском, а потом острым резцом наносил на воск текст так, чтобы при написании резец касался камня. Затем камень обдавали парами соляной кислоты, которые разъедали камень в тех местах, где его поверхность оставалась открытой после работы каллиграфа. Очистив камень от воска, можно было прочесть надпись. Безусловно, она не была такой изящной и четкой, как после нанесения при помощи гранильного колеса, однако дешевизна изготовленных таким образом оберегов искупала все их недостатки.

Словно бы в противовес светлым небесным силам, в другом музее собрали чертей со всего света. "Музей чертей" (Velnių muziejus) создали на основе личной коллекции живописца, народного художника СССР Антанаса Жмуйдзинавичюса после его смерти в 1966 году. В 1991 году в мемориальном музее насчитывалось уже 1742 экспонатов из керамики, дерева, металлов, кожи, пластмассы и прочих самых экзотических материалов. В литовский Каунас они собрались из 23 стран. На сегодняшний день в этом городе самое многочисленное в мире воинство нечистой силы. Вполне возможно, что количество изображений нечисти достигает уже трех тысяч экземпляров. Помимо собственно чертей, это еще и ведьмы, а также злые персонажи мифов и сказок.

Читайте также: Музей секса в пуританской Америке

В стенах этого музея нашлось место фигуркам чертей и бесовским маскам со всего света, но все-таки родные дьяволята куда как лучше! Курке — злой дух, вредящий злакам, Куршис — дух хлеба, воплощаемый соломенным чучелом, изготовленным при молотьбе, ведьмы — раганы, духи, вызывающие кошмары, наваждения, мурги — воздушные духи и духи умерших. Чертушки и их подружки, как правило, не страшные. Что-то вроде водяного и прочей нечисти из советского культового мультфильма-сказки "Летучий корабль". Кто подзабыл, напомним: там еще один персонаж песню распевал: "Я — Водяной, я — Водяной! Никто не водится со мной"… Хотя не все такие безобидные. Например, есть парочка Гитлер-Сталин в виде карикатурных чертенят, слившихся в пляске смерти. Площадка, на которой расположены фигурки, усеяна человеческими черепами и костями.

Однако черт у литовцев — это особенный персонаж, который в сказках не всегда бывает отрицательным и тем более брутально-кровавым монстром. В масках, изготовляемых местными мастерами, черт приобретает антропоморфные черты соседей — пьяниц, балагуров, хитрецов. Выглядят они скорее комично, чем устрашающе. Почти повсеместно черта, особенно к ночи, помянуть боялись, а в Литве его изображения висели чуть ли не в каждой избе.

Все самое интересное читайте в рубрике "Культура"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить