Бари Алибасов: “Шоу-бизнес: только одна видимость благополучия...”

Не так давно группа видных российских деятелей эстрады (Анастасия, Юлиан, Александра Пахмутова, Николай Добронравов и др.) призвала своих коллег к бойкоту телекомпаний, занимающихся откровенным вымогательством у артистов денег.

Увы, под яркой, праздничной оберткой шоу-бизнеса масса болячек. Лечить их в отдельности – бессмысленно. Лишь “вытащив” страну, можно рассчитывать на какие-то позитивные изменения и в этой экзотической сфере.

Своими впечатлениями о дне сегодняшнем делится один из “столпов” отечественного шоу-бизнеса, создатель и руководитель группы “На-На”, Бари Каримович АЛИБАСОВ.

– В этой ситуации меня больше всего волнует дилетантизм, как со стороны нашего цеха, так и со стороны правительства. Говорят: давайте бойкотировать первый и второй каналы. Но сейчас производят программы не каналы – их производят самые разные студии, которые и продают свою продукцию этим каналам. Например, на ОРТ большое количество программ делает телекомпания “Вид”: “Поле чудес”, “Угадай мелодию” и т.д. Кого бойкотировать?..

Я сам производитель телевизионных программ. Иногда я плачу за их размещение в эфире, а иногда, наоборот, платят мне. В каждом конкретном случае своя подоплека. Возьмем, например, производителя музыкальных программ АРС. Я вижу, что там в основном появляются артисты, которые являются “собственностью фирмы”. Я не думаю, что АРС берет со своих деньги. А что касается “Песни года”, то здесь я никогда не платил. Поэтому могу сказать только чисто умозрительно – платить кому-то в карман за общенациональную программу, которая финансируется из бюджета, а значит, за счет наших граждан, категорически нельзя. Я обещал Анастасии поддержать ее акцию и обязательно поддержу. Потому что в любом случае артистам нужно объединяться.

– Бари Каримович, какие еще проблемы существуют в отечественной музыкальной индустрии?

– То, что сейчас есть в России, нельзя назвать музыкальной индустрией. Былой уровень упал до нуля. Обвал начался где-то с 1994 года. Вся “издательская” деятельность отдана “пиратам”. Исполнитель, как правило, ничего не имеет, спасается только гастролями. К сожалению, наши артисты никак не объединены. Работодатель душит. Он временно “накосил бабок”, но задавил саму отрасль. Схема проста: берут совсем неизвестных молодых исполнителей, ничего им не дают, кроме рекламы, продают альбом. Альбом продали – выжали и выкинули. Такими начинающими заполонен весь эфир. Единственное, что у них есть – возможность немного погастролировать. И все! Хотя везде в мире ситуация прямо противоположная. А в США, к примеру, музыкальная индустрия за год приносит 80 миллиардов долларов!

– На фоне нашей экономической разрухи такое невозможно. У большинства из нас речь сегодня идет о куске хлеба, о банальном выживании...

– Все правильно. Так не бывает – страна в разрухе, а шоу-бизнес процветает. Шоу-бизнес – это самый точный барометр состояния экономики государства. Получили люди утром зарплату – вечером пришли на концерт. Не получили – не пришли. Мы каждый день видим, как живет конкретный город, как живет страна. Артисты любят поиграть в “понты”: лимузины, квартиры, бассейны... А все это было заработано до 1994 года, когда действительно дела шли хорошо. Тогда мы были первыми – вместе с шашлычниками, с кооператорами...

В 1987 году артистам разрешили “собирать” деньги. Сейчас на дворе уже 1998 год – все изменилось, и многие мотаются по стране себе в убыток. Даже эти шумные туры, о которых без конца трещали газеты, проведены в убыток! Об этом никто не говорит – не может же артист сказать: “Мы прогорели, на меня не ходят...” На самом деле — только одна видимость благополучия. А артисты без “понтов” не могут – это особенность профессии.

– Бедствуют учителя, врачи, шахтеры, писатели, военные... Получается, артистам тоже не сладко?

– Пусть экономисты сядут и посчитают расходы: на самолет, гостиницу, транспорт... Если гастролер заботится о своем имени, ему нужно хорошее шоу, аппаратура, костюмы... Нужна реклама. От продажи альбомов он ничего не получает, гастроли – его единственный кусок хлеба. А скажите, за сколько можно продать билет на концерт, когда полстраны ничего не получает?!.. Реально ли семье пойти на любимого певца, если билет в среднем стоит 10—15 долларов?

К примеру, в Кузбассе, Приморье?.. Недавно был “круглый стол” – с Кириенко встречались деятели культуры: шел разговор, как поднимать эту самую культуру. Одни говорили, что надо дать ей налоговые льготы, другие хотят принять закон о спонсорстве... И ни один на этом “круглом столе” не назвал прямую причину упадка – экономическую разруху в стране, отсутствие стержня в обществе: национального самосознания, национальных кумиров.

– Как, по-вашему, можно разбудить в людях национальное самосознание?

– Очень легко. Так, как его пробуждали древние римляне... как его пробуждали советские люди... Национальное самосознание формируют лидеры – личности, которые представляют разные сферы человеческой жизнедеятельности: спорт, культуру, науку, политику, бизнес... Личности, на которых равняется вся нация. Они и являются носителями нравственных стереотипов. Причем, чем больше таких носителей, тем сильнее национальный дух страны. Благодаря лидерам, кумирам и создаются оценочные категории. Это своего рода нравственный срез общества. Все “нормальные” государства этим занимаются, иначе нация разваливается. Именно вокруг национальной идеи и формируется государство. И если нет этой идеи, нет национальных лидеров – государство трещит по швам.

Беседу вел Сергей КАРГАШИН.

По теме:

Бари АЛИБАСОВ: "Шоу-бизнес создал жадный Бах..."

Бари Алибасов: Министр культуры нам обязан

Бари АЛИБАСОВ: твист в СССР протащил Бывалый

Бари Алибасов: "По делам моим я отсчитываю время"

Бари АЛИБАСОВ: "Стародежь слушает музыку из..."

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить