КИНО ОТ «ПРАВДЫ.РУ» ПО СУББОТАМ - 20 июля 2002 г.

Ну вот скажите мне, дорогие, что вы делаете с вареньем? Правильно, весной выбрасываете засахаренные банки с ржавым на вид месивом. Отъедено из банки чуть-чуть, несколько ложек. И, тем не менее, каждое лето в силу какой-то загадочности русской души большая часть населения принимается за некую каторгу.

 

 Ягоды сначала долго и мучительно чистятся, а потом в жуткой июльской жаре варится варенье из ягод.

 Избегнуть этого невозможно. Объяснять, что процесс в большей части бессмысленный – бесполезно. Ответят – дескать. Бабки наши варили, и мы варить будем.

 

 Ну и ладно. Перехитрим. Возьмем старый фильм с детскими воспоминаниями праздника. «Блеф».

 

 За несколько дней до показа по телевидению, помните, мы начинали тосковать и считать часы. Улица вымирала. Отговорки придумывались самые немыслимые, чтобы сдвинуть дела и свидания.

 А как мы хохотали над мрачным Челентано? До колик. Как дети. В сущности, по части кино мы тогда и были детьми.

 

 Так вот фокус заключается в том, что «Блеф» так увлекает – вот она сила искусства, что максимум, что вы сделаете с ненавистными ягодами – незаметно уничтожите весь урожай к концу фильма.

 Сила блефа в том, что комедия положений сдобрена буффонадой самого Челентано на таком замечательном уровне, что, в общем, он бы и без положений сыграл, так просто что-нибудь изображая, бессюжетное. Прибавьте еще замечательнейший, остроумный и тонкий сценарий, где интрига раскручивается несколько раз, всякий раз с неожиданным поворотом и вы поймете, что отдаете дань не ностальгии по детству, а и в самом деле на редкость удачному фильму.

 

 Снял его, кстати, режиссер Серджо Корбуччи, о котором мы почти никогда не вспоминаем, заливаясь счастливым смехом над коллизиями «Блефа».

 

 Иногда хочется луку и пошлости, а иногда – и вовсе наоборот – спаржи под белым соусом и изысканного кинематографа. И упоительны в России вечера, когда на город опускаются тихие сиреневые сумерки, а из открытого балкона, наконец, доносится воздух и даже немного прохладный, и фумигатор работает, и пластинок купить не забыли. И – «Господин оформитель» - классика советского кинематографа, которая смотрелась нами непонятая – с непривычки – к кинематографическому импрессионизму, к философским размышлениям, растворенным в мареве атмосферы, к зернам загадочной гриновской мистики, в которую мы и поверить боялись.

 

 Страшная сказка для взрослых с претензией на интеллектуальность. Прикосновение к мифу о Галатее, в который так хочется верить. Авилов с невероятной трагичности взглядом. Взглядом, который прозрачен и невероятен бездонно, Авилов с его нечеловеческой красотой, отдающей уродством, завораживающей так же сильно, как медленный, приятно-мучительный ритм фильма. И – Михаил Казаков, которому тогда пошлости еще не хотелось – с человеческой красотой, по-актерски точеной и выверенной. Удивительный фильм. Хотя по нынешним меркам, конечно, наивный. Да тем и хорош, потому что настоящее искусство всегда безыскуственно. Прибавьте сюда режиссерский дебют Олега Тепцова. Дебют – это всегда свежесть дарования, стремление сказать все, что накопилось за юную жизнь, выплеснуть нерастраченное. Тепцовский дебют удался. А музыка Сергея Курехина, написанная для фильма звучит нынче, уже без Курехина с совершенно особым смыслом.

 

 Мистификацией всех времен и народов приятно закончить субботний вечер в преддверии воскресенья. В воскресенье трудно не думать о том, как завтра будешь мучительно вставать по будильнику. Мистификация – и никаких мыслей о будильнике!

 

 «Имя Розы» - захватывающий исторический детектив по роману ученого-медиевиста, который пошутил, написав книгу с массой загадок и реминисценций.

 

 Ну и что, что половина из них теряется при пересказе на языке кинематографа? Все равно интересно. Многоплановые композиции кадра превращают загадку из слов в загадку – картинку, разгадывать которую не менее интересно, несмотря на то, что уже знаешь ответ. Сам процесс увлекает.

 

 Фильм просто красив. Черные пятна одеяний иезуитов, серые стены средневековых построек, яркие языки пламени, алая кровь – в раме интеллектуальных изысков и усложненных конструкций семантики текста.

 Тот, кого не увлекает семантика, может, впрочем, ее не замечать. Если смотреть сверху – фильм – детектив, как детектив, да еще с Шоном Коннери и Федором Шаляпиным- младшим.

 Нескучной субботы!

 

  Елена Киселева

 «ПРАВДА.Ру»

CLAS.RU

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Темы кино
Обсудить