Болдырев знает механизмы хищения в Эрмитаже

Стремление изобразить скандальную кражу в Эрмитаже как частный случай, все эти странные истории с подбрасыванием украденного в мусорные бачки, напоминают слаженные попытки отвлечь внимание от того, что творится в российских музеях. Об этом заявил бывший заместитель председателя Счетной палаты РФ Юрий Болдырев в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы».

Болдырев отметил, что необходимо вернуться к итогам проверки деятельности Эрмитажа, проведенной Счетной палатой РФ в 1999-2000 годах и обнародованной в шестом выпуске бюллетеня палаты за 2000 год.

«Наши сотрудники до проверки в Эрмитаже нигде не встречали такого сопротивления – ни в Третьяковке, ни в Русском музее, - заявил он. – Из отчета ясно видны те механизмы, не побоюсь такого слова, воровства, которые были созданы в крупнейшем музее страны под руководством его директора Михаила Пиотровского и его покровителя Михаила Швыдкого. Я не раз говорил: если господа Швыдкой и Пиотровский считают, что работники Счетной палаты их оклеветали, то оспорьте это в суде. Но они этого не делают ни тогда, ни сейчас. А хотят представить скандал как деятельность одной хранительницы и ее родственников. Это просто смешно. Без кураторства сверху такой кражи не было бы».

Юрий Болдырев в прямом эфире привел такой эпизод. При проверке в 1999 году обнаружилось, что около 220 тысяч особо ценных культурных объектов вообще не были записаны на конкретном материально ответственном лице. Часть предметов поначалу находилась в неизвестном месте, а спустя пару недель Михаил Пиотровский показывал их как «неожиданно нашедшиеся». «Откуда они появлялись? Уж, не из частных ли коллекций?» - интересуется Юрий Болдырев.

Бывший зампред руководителя Счетной палаты обратил особое внимание на то, что в 90- е годы огромное количество шедевров Эрмитажа путешествовало по загранице уже после окончания действия гарантий и страховки от государства - принимающей стороны. Эти вояжи продолжались по 3-5 месяцев, причем без промежуточных экспертиз. В таких ситуациях весьма вероятны замены подлинников картин на искусно сделанные подделки.

«Просто необходимо провести независимую и тщательную экспертизу всего, что путешествовало на таких условиях, а также разобраться, какую роль играли в этих делах не только Михаил Пиотровский, но и его покровитель Михаил Швыдкой, а также ответственные сотрудники Таможенного комитета».

«По итогам проверки Счетной палаты не только могли, но и должны были возбудить уголовные дела, - считает Юрий Болдырев. – Но в 2000 году этого сделано не было, поскольку у Пиотровского нашлись влиятельные покровители. Это не только Михаил Швыдкой, но и те фигуры в правительстве, кто поддерживали самого Швыдкого. Против нас была устроена пиар-компания: «Руки прочь от Эрмитажа?», «Кто такой Болдырев?», «Болдырев должен стать нерукопожатным» и так далее. Разбирательство конкретных нарушений и злоупотреблений было заменено демагогией в привычном для Швыдкого стиле. И что мы имеем сейчас?»

А сейчас мы имеем следующее. Сегодня было сообщено о еще одной грандиозной краже из музеев – на сей раз из РГАЛИ пропали рисунки знаменитого архитектора-конструктивиста Якова Чернихова стоимостью около 1,3 миллиона долларов. Хотя представители Росохранкультуры уверяют, что значительная часть похищенного уже обнаружена в частных коллекциях и на западных аукционах, сама история выглядит предельно подозрительной.

«Начинать надо не с рядовых сотрудников музеев, среди которых много честных и совестливых людей. И даже не с Пиотровского. Начинать надо со Швыдкого, который создал порочную систему руководства культуры и хочет, чтобы она существовала вечно», - полагает Юрий Болдырев.

Журналисты, присутствовавшие в студии «Эха Москвы», поинтересовались у известного деятеля, не боится ли он за свою жизнь и здоровье – особенно если начнутся серьезные разбирательства по итогам проверки шестилетней давности и независимая экспертиза многих живописных шедевров Эрмитажа. «Нет»,- ответил господин Болдырев, и тут в студии раздался звонок от слушателя.

Не представившись, он в эфир выдал следующее: «Хотя господину Болдыреву в свое время и проломили голову, это не дает ему права клеветать на музейных работников». По-настоящему интеллигентный человек такое выдать не мог.

Андрей Щербаков

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *