Витязь на распутье

Три дороги к региональной власти
Близится время выборов на различные уровни власти. Аналитики скрупулёзно изучают ситуацию, журналисты строят предположения, избиратель краем уха прислушивается к тому, что говорят о кандидатах, — словом, все живут в ожидании сенсаций, скандалов и разоблачений. И Омская область может стать тем регионом, где со всей очевидностью будет продемонстрировано то, что давно назрело в России, о чём рассуждают от высокопоставленного политика до простого чернорабочего: руководитель региона должен быть прежде всего УПРАВЛЕНЦЕМ, без политических амбиций и предпочтений, заботящимся прежде всего о создании эффективно работающего субъекта хозяйственной деятельности, а не о сохранении и преумножении своего политического имиджа.

Демократические выборы изначально предполагали добровольное волеизъявление народа. И закон должен это право народа поддерживать и охранять, ибо только честные выборы могут признаны состоявшимися. Однако ситуация в Омской области складывается совершенно обратная и выглядит она на данный момент несколько непонятно: если выборы пройдут честно, то они будут признаны несостоявшимися. Предположение выглядит фантастичным, но именно так всё и произойдёт 7 сентября 2003 года, на этот день назначены выборы губернатора Омской области. Уже известны основные претенденты (ПРАВДА.Ру писала об этом — Выборы губернатора Омской области: кандидаты на выход! ) и сегодня можно смоделировать несколько идеальных сценариев исхода выборов.

Сценарий первый. Расстрельный

Избирательная комиссия допускает до выборов только одного кандидата — Леонида Полежаева. Под разными предлогами к выборам не допускаются один за другим кандидаты, способные опередить в этой гонке нынешнего губернатора, благо, способов для этого предостаточно. Валерия Рощупкина можно снять по причине того, что он постоянно не живет в Омске (об этом есть в Уставе области), под этим предлогом можно и Маевского не допустить. Ушакову можно снять по причине того, что она "забудет" задекларировать в качестве своей собственности автомобиль "Волга" из автомобильного парка завода имени Попова. В Омском областном ГАИ с радостью нарисуют любые справки на владение кого угодно, чем угодно. Это будет достаточным основанием для снятия кандидатуры Ушаковой с выборов.

В этом случае, когда реальные кандидаты заменяются подсадными утками, за которых абсолютно точно никто не проголосует и избирателю волей-неволей придётся выбрать одну-единственную кандидатуру, эта самая кандидатура окажется абсолютно провальной. Леонид Константинович хотя и понимает, что на любовь народа ему рассчитывать не приходится (это видно хотя бы по результатам прошлых его выборах, когда при ПОЛНОМ отсутствии какого-либо соперника он "на всякий случай" потратил не один миллион долларов на свою предвыборную кампанию, заручившись помощью такого именитого пиар-агентства как "НикколоМ", никогда не ставящего на заведомо проигрышного кандидата), однако продолжает тешить себя иллюзией, что его население его поддерживает. В этот политический сезон обслуживать вышеупомянутую кандидатуру призвали агентство "PRопаганда", которое хорошо известно тем, что не выиграло практически ни одних региональных выборов.

При безальтернативных выборах даю Полежаеву 7 процентов голосов от числа пришедших на выборы (примерно 2-3 процента населения Омской области). При этом сценарии ЦИК будет вынужден счесть выборы несостоявшимися и еще и по причине того, что против всех (читай одного) проголосует подавляющее большинство. Сценарий повторится уже во второй раз. Безальтернативные выборы были у Илюмжинова в Калмыкии. Тогда он с большим трудом, при очень мутном подсчете голосов набрал 51 процент голосов. Такой успех Полежаеву не светит. Вывод: альтернатива ему нужна.

Сценарий второй. "То ли люди, то ли куклы..."

Вариант, при котором Полежаев сам объявит себе преемника, обсуждается сегодня в Омске как самый вероятный. Дескать, — говорит губернатор — дорогие подданные, устал я уже управлять, шутка ли, 12 лет крутить руль власти, — называет приемника, который на альтернативной основе и ведет избирательную компанию. В качестве последнего обсуждаются две кандидатуры: Камерцель Виктор Яковлевич и Миронов Виктор Григорьевич.

Виктор Камерцель, начальник управления внутренних дел Омской области больше чем просто доверенное лицо Леонида Константиновича. По жизни они давно уже шагают вместе. Вместе приехали в Омск из Казахстана, женаты на родных сестрах, словом, родная кровь. И Виктор Яковлевич никогда не отказывал в просьбах губернатору. И, имея в подручных начальника милиции, дать ход некоторым уголовным делам в которых в качестве фигурантов проходят Ушакова и Рощупкин проще простого. Но есть одно большое НО. Дело в том, что такой преемник будет крайне непопулярным. В каком бы чине не находился Камерцель, но в народном сознании она всегда будет МЕНТОМ, а отношение к "ментам" хорошо известно.

Поэтому рассматривается другая кандидатура приемника: Миронов Виктор Григорьевич, главный федеральный инспектор по Омской области. То, что федеральные власти закрывают глаза на все безобразия в Омской области, думая или делая вид, что там всё в порядке — личная заслуга Миронова. Мы живем в большой стране, с очень сложной административной структурой. Как Кремль реагирует на сигналы с мест, знаете? Посылает своему инспектору сигнал и просит дать ответ. Миронов и дает "правильные" ответы на неправильные сигналы с мест. Миронов будет вести кампанию, прикрываясь именем Президента и представителя президента в СФО Леонида Драчевского. Избиратель исторически, доверяет властям в Кремле больше, нежели местным чинушам и эта связка может сыграть свою положительную роль. Правда, будет ли рад такой связке Кремль — это большой вопрос, поскольку совершенно точно известно, как агрессивно Путин реагирует на любые спекуляции его именем. Так что кандидатуры Камерцеля и Миронова сомнительны.

Зная, КТО назначает себе преемника, избиратель, вопреки логике Полежаева и его команды, будет совершенно ясно представлять, что его в очередной раз надувают. Так что, для того, чтобы они прошли на выборах, нужно не только вести агрессивную предвыборную кампанию, но и осуществить массу подтасовок голосов. А поскольку, подтасовывать придётся не 1-2%, а 10-20, а то и более, то доказать это будет несложно. Итог: выборы будут считаться несостоявшимися.

Сценарий третий. О, счастливчик!

Представим, что вся кампания будет проводиться абсолютно по правилам. У всех кандидатов будут одинаковые информационные и прочие возможности, не будет закулисной борьбы и договоренностей между кандидатами, что, к сожалению, является совершенно обычной тактикой большинства всех региональных выборов, то второго тура вообще не будет. Маевский, понимающий, что шансов выиграть выборы у него нет, но вместе с тем осознающий, что коммунистический электорат даст ему неплохое число голосов, может вполне договориться с Полежаевым. Леониду Константиновичу нужны голоса, а Маевскому надо "засветиться", да и Абрамович с Фридманом (по слухам, негласно финансирующие вышеозначенных кандидатов) к согласию наверняка пришли. С ещё одним кандидатом, Валерием Рощупкиным, Полежаеву и договариваться не надо, Валерия Павловича попросту не поддержат избиратели. В пору своего пребывания в качестве мэра Омска и находясь в явных противоречиях с губернатором, он, несмотря на довольно рыхлую политику в области ведения городского хозяйства, всё же вызывал некоторую симпатию у омичей. Однако эту войну он проиграл, а проще говоря, сбежал от трудностей и от Полежаева. Избиратель ему этого ему не простит: кто знает, если Рощупкин убежал один раз, то не убежит ли от региональных трудностей куда-нибудь в более тёплое и спокойное место во второй.

Остаётся ещё один кандидат, который, при честном подсчете голосов, окажется победителем. Это — Татьяна Ушакова. Все контраргументы, почему она не может быть губернатором Омской области, слишком банальны. Именно поэтому и может! Что не мужик, не сырьевик, не бедная, аполитичная, успешный хозяйственник, за ней реальное дело и все последние 10 лет самостоятельная экономическая политика во благо региона и страны. На нее обрушится шквал критики под лозунгами: криминал идет во власть, не пущать бизнес в политику. Ушаковой следует опасаться, а она мать двоих детей, что про нее как про Скуратова и Кисилева начнут крутить развратные ролики. А если и это не поможет (ведь и Хлопонин, и Дарькин прошли во власть, а грязный пиар сыграет только на руку Ушаковой), то другой аргументации против того, что баба не может руководить по той причине, что она баба — у нас в стране нет. Но, все эти рассуждения хороши лишь на бумаге, а на практике до победы Ушаковой точно не допустят. Здесь сам ЦИК испугается. По их прогнозам женщина, да еще без политического прошлого, регионам руководить не может. Завистники углядят неладное и отменят итоги выборов, под любым предлогом.

Останется одно — ЦИК аннулирует результаты выборов и ставится вопрос о НАЗАНАЧЕНИИ руководителя области. Только вот такая ситуации будет ещё более невероятна и нелогична. По нескольким причинам. несмотря на всю привлекательность подобного подхода и исторического опыта царской России, сегодня такой исход полностью исключен. Во-первых, нынешняя структура власти попросту не способна контролировать власти на местах и назначенный "варяг" неизменно попадёт в "чужой монастырь", где вынужден будет подчиняться уже давно сложившимся правилам и традициям местного чиновничества. Во-вторых, это элементарно противоречит Конституции Российской Федерации.

Так что выход из этого тупика только один — честные выборы. И ЦИК должен проявить максимум принципиальности, профессионализма и честности, чтобы не поставить себя в роль простого наблюдателя, которого, как наивного мальчишку, используют в своих интересах все кому не лень. Впрочем, и избиратель также не должен оставаться в стороне и проявить свою гражданскую позицию именно в тот момент, когда этого от него требует совесть.

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить