"Лишний" пассажир отправил водителя на скамью подсудимых

Всем до боли знакомая ситуация: час пик, очереди на остановках. Народ, спешащий домой или на работу, втискивается в переполненные автобусы. Такая же ситуация и с маршрутками, хотя в "ГАЗелях" количество пассажиров должно равняться числу посадочных мест. Но водители в погоне за прибылью не соблюдают правила перевозки пассажиров. За подобные нарушения теперь могут привлечь к уголовной ответственности.

Маршрутные такси уже давно стали притчей во языцех. Каждый день то или иное СМИ выдает серию новостей про "ГАЗелей"–убийц и их водителей-гастарбайтеров. Действительно, водители маршруток часто превышают скорость, выскакивают на встречку или на тротуары, проезжают перекрестки на запрещающий сигнал светофора и так далее.

Наверное, они нарушают правила дорожного движения также регулярно, как и водители других транспортных средств, но дело не только в этом. Водители маршруток перевозят пассажиров, то есть нас с вами, и при этом сознательно преступают элементарные правила безопасности во время поездки.

Это происходит по разным причинам. Главная из них – годами сложившаяся в этом бизнесе потогонная система труда водителей. Не каждый молодой и здоровый человек выдержит 15-часовой рабочий день на сумасшедших московских улицах, да и на улицах других крупных городов с их бесконечными пробками и нервотрепкой.

При ежедневном графике работы неминуемо накапливается усталость. Как результат – даже у дисциплинированных водителей реакция заторможена. А ведь надо не только вести машину, но еще и с каждого пассажира получить деньги и выдать сдачу, не выпуская из рук руль и не отрываясь от дороги.

Читайте также: В Санкт-Петербурге перевернулась маршрутка

И несмотря ни на что водитель маршрутки должен сделать план, привезти хозяину как можно больше денег, иначе завтра его место займет другой человек. Надо ли говорить о том, что из привезенной выручки лишь малая толика достанется самому водителю? Потому он готов пойти на любые уловки, чтобы не потерять «лишнего» пассажира, чтобы быстрее обернуться в час пик.

"Лишний" пассажир отправил водителя на скамью подсудимых
Если ранее за нарушение правил перевозки водителям маршруток грозило лишь административное наказание, то теперь все чаще по данным фактам возбуждаются уголовные дела по 238-й статье УК РФ ("Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей").

На минувшей неделе впервые в судебной практике Смоленской области был вынесен приговор именно за такое нарушение. Как сообщает областная пресс-служба, в феврале 2009 года сотрудники милиции города Сафонова задержали водителя "ГАЗели", перевозившего «лишних» пассажиров.

Три человека стояли в салоне во время движения, и даже при незначительном столкновении или неловком маневре они могли пострадать. В СУ СКП возбудили уголовное дело. А на днях Сафоновский городской суд приговорил водителя маршрутки к штрафу в размере 4400 рублей. Максимальное наказание, предусмотренное 238-й статьей УК РФ - до двух лет лишения свободы.

Такие меры вполне обоснованы. "ГАЗели" выходят на линию без обязательного техосмотра, в салонах отсутствуют огнетушитель и аптечка, аварийные выходы надежно заблокированы... Эти и другие нарушения, к сожалению, стали нормой нашей жизни. И хотя 238-я статья предусматривает лишение свободы на срок до двух лет, нарушители в основном отделываются штрафом. Большим или меньшим.

Если водитель из Сафонова заплатил за нарушение закона 4400 рублей, то его коллега из Санкт-Петербурга – 10 000 рублей. Такую сумму ему пришлось выложить за то, что в микроавтобусе не было ремней безопасности. Отвечать за действия своих работников придется и хозяевам "ГАЗелей" - вплоть до лишения лицензии.

По словам сотрудников Госавтоинспекции, к основным нарушениям правил перевозки пассажиров относятся: управление транспортным средством (ТС) с техническими неисправностями, при которых эксплуатация машины запрещена; отсутствие путевых листов и лицензионных карточек у водителей; перевозка пассажиров сверх нормы, в частности, стоя; управление ТС без ремней безопасности.

Наверное, если наказание за нарушение 238-й статье будет более строгим, но справедливым, то ситуация улучшится. И можно будет больше не бояться за свою жизнь, отправляясь на работу или возвращаясь домой на маршрутке.

Самое интересное в разделе Происшествия

Автор Евгения Гуцалова
Евгения Гуцалова — шеф-редактор видеостудии интернет медиахолдинга "Правда.Ру"
Обсудить