"Синим носам" щёлкнули по носу

Из-за скандальной шумихи вокруг парижской выставки Третьяковки "Cоц-арт" на задний план отошла презентация уникального альбома "150 работ современных российских художников". А жаль, потому что он показал и доказал - современная живопись может быть не только провокационной и хулиганской, но и глубокой, эмоционально волнующей, высокопрофессиональной в конце концов.

Во время скандала вокруг выставки "Соц-арт" больше всего внимания уделялось пресловутой работе группы "Синие носы" "Эра милосердия", изображающая одетых в милицейскую форму "голубых", целующихся взасос в берёзовой роще. Директор Третьяковской галереи господин Родионов уверяет, что он самолично снял эту и ещё ряд работ хулиганского характера. Поэтому он и подал в суд на министра культуры Соколова за брошенные в его адрес обвинения в коррупции. Тем временем, целый ряд православных и общественных организаций обратились к премьеру Зубкову с требованием снять Родионова с должности.

Одновременно обнаружилось, что "Целующиеся милиционеры" "Синих носов" - откровенный плагиат работ английского художника Бэнкса. На таком фоне у рядового любителя живописи складывается впечатление, что современная живопись просто невозможна без эпатажа и постоянных скандалов. Изрядно, скажем прямо, надоевших.

К сожалению, настоящему искусству, ориентированному на откровение и диалог с душой зрителя, пресса уделяет гораздо меньше внимания. К примеру, презентации альбома избранных работ российских мастеров живописи, прошедшей в отеле "Балчуг". Почему мероприятие прошло в одном из самых фешенебельных отелей Москвы, где по традиции останавливаются звёзды мировой политики, бизнеса и культуры, довольно интересно. Оказывается, генеральный директор "Балчуга" Джанни ван Даален закупил для всех номеров отеля альбом репродукций картин выставки "150 работ современных российских художников".

"В России есть много прекрасных художников, которые не попали под безликую мировую моду постмодернизма. Это профессионалы высочайшей пробы с ярко выраженной индивидуальностью, понимающие, что одна из главных задач искусства - терапия человеческой души. Знаменитые слова Достоевского "Красота спасёт мир" пытались и пародировать, и высмеивать, но время показало, что они истины. Мы бы хотели, чтобы творения русских мастеров помогали людям отдохнуть от своих проблем и погрузиться в мир фантазий и надежды", - сказал он журналистам.

Такого же мнения придерживается и председатель Российского фонда культуры Никита Михалков. "Мы должны понять, что для нас в культуре недопустимо непримиримое противостояние авангардизма и реализма, романтизма и сюрреализма, импрессионизма и абстракционизма. У нас есть русские художники, русское культура и единое своей неповторимостью единое русское искусство", - считает  Михалков.

"Я внимательно слежу за работой галереи Валентина Рябова и поражаюсь, с каким вкусом там отбираются работы по-настоящему ярких и интересных мастеров, - признался Михалков "Правде.Ру" - Причём это великолепные профессионалы - даже по самым оригинальным работам видно, что они первоклассно владеют академической школой и традиционной техникой письма. А каков диапазон - Рябову удалось собрать и представить мастеров из Карелии, Поволжья, Казани, Мурманска, Витебска, Калуги, Баку, Москвы конечно же. Искренне рекомендую вашим читателям посетить галерею, чтобы понять, чем дышит настоящее русское искусство, а не те эпигоны западного авангарда, которых со скандалами пиарят в некоторых столичных галереях".

С мнением столь уважаемого и авторитетного человека, как Никита Михалков, нельзя не согласиться. Любители классической традиции русской реалистической живописи будут потрясены новыми работами народного художника России, академика Вячеслава Желвакова на сюжеты из русской военной истории дореволюционного периода. Его "Кавказ" "Самарканд", "Плевна", удивительный цикл портретов дореволюционных же полицмейстеров не могут не восхитить и высочайшей техникой письма, и оригинальной индивидуальностью созданных образов.

Поклонников незаслуженно ушедшего в тень, но вновь возрождаемого гиперреализма ждут новые работы Сергея Минина из цикла "Яхты". Но наибольший интерес, на наш взгляд, представляют работы маэстро кисти, которые работают в самом актуальном и востребованном публикой направлении - трансперсональной живописи.

Напомним, что так называют работы художников, которые похабщине и дешёвому эпатажу всяких "поп-артов" и "соц-артов" противопоставляют живопись философскую, основанную на идеях Карла Густава Юнга об определяющей роли архетипов человеческого бессознательного в мировой культуре. Их картины, написанные с безупречным техническим мастерством, создают современную мифологию, будят в бессознательном зрителя те информационные пласты, которые хранят в себе память о прошлом всего человечества.

Особенно это чувствуется в созданных с поразительной виртуозностью больших полотнах Станислава Плутенко "Караван прибыл" и "Дорогая пора. Нас ждёт носильщик". Написанный на современном материале "Баланс" захватывающе и пугающе одновременно заставляет задуматься о проблеме суицида. Большой удачей мастера многие критики сочли "Гламурный поцелуйчик" - изысканную и не лишённую юмора пародию на светский стиль жизни.

На нашу просьбу выделить кого-то из художников галерист Валентин Рябов сказал, что это не в его стиле. Но намекнул, что очень острые споры среди столичных ценителей современной живописи вызвали последние работы Ильяса Айдарова и Светланы Валуевой.

Заслуженный деятель искусств Татарстана Ильяс Айдаров решил отметить сорокалетие трансформации "Битлз" из суперпопулярной поп-группы в лидеров психоделического рока портретами всех участников легендарной "четвёрки". При внимательном рассмотрении они получились не просто необычными, но и мистическими, что особенно чувствуется в портрете Пола Маккартни. Похоже, что Айдаров разделяет известную версию о гибели Маккартни в автокатастрофе в 1964 году и быстрой замене его двойником.

Ещё больше интригуют работы Светланы Валуевой "Секретный сад" и "Приглашение в затерянный мир". Часть критиков упрекает Валуеву в спекуляции на традициях европейского модерна десятых годов ХХ века. Другие, наоборот, хвалят её и за умелое использование этих традиций, и за личностную манеру письма и загадочность внешне не особо сложных композиций.

"Те художники, которых Валентин Рябов собрал в своей галерее, как бы говорят публике, что есть другое искусство, нежели то, что представляют "Синие носы" и им подобные, - сказала "Правде.Ру" известный искусствовед Татьяна Драганова. - Такая живопись, на мой взгляд, поможет зрителю понять духовную основу своей личности, характера. Ведь иногда наша судьба, судьба наших близких зависит от нашего умения вовремя отличить прекрасное от безобразного. И чтобы сейчас не творилось в искусстве, надо помнить, что прекрасное всегда побеждало, рано или поздно, безобразное и его пиар-менеджеров в культуре".

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить