Александр ПРОХАНОВ — о ключевых событиях августовского путча 1991 года

В России на эти выходные приходится дата начала путча ГКЧП. 19-21 августа 1991 года несколько десятков тысяч человек вышли к Белому дому и определили трагическую судьбу великой страны — СССР.

21 августа уже началась новая эпоха: так называемая демократическая. Впервые в истории современной России выбор был сделан народом — разумеется, умело направляемым теми, кого сейчас принято называть национал-предателями. О том, что произошел переворот, многие тогда просто не знали. Не было Интернета и мобильной связи, а по ТВ транслировали ставшее знаменательным "Лебединое озеро".

1991 год называют годом пустых прилавков и годом надежд. Но, как рассказал в интервью "МК" Михаил Шнейдер, который был на тот момент ответственным секретарем "Демократической России", людям якобы объявили, что свобода закончилась, все снова будет по-старому. Это и послужило, по словам участника событий, причиной путча.

Задачей депутатов Верховного совета на тот момент было не агитировать против ГКЧП, а объехать как можно больше воинских частей, чтобы убедить военных не применять силу против безоружных москвичей, защищающих Белый дом. Армия на тот момент тоже была расколота. Тогда вокруг Горбачева были две силы, которые противостояли друг другу: либералы и силовики, которые концентрировались вокруг руководителя КГБ Крючкова. Горбачев маневрировал, пытался искать компромиссы.

Но в итоге он в предпутчевые месяцы не удержал баланс, склонился на сторону силовиков — и в результате, уверены участники событий, они решили обойтись без него.

Ранее "Правда.Ру" сообщала, что двадцать шесть лет назад представители высшего руководства СССР, несогласные с политикой реформ Михаила Горбачева и проектом нового Союзного договора, создали Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР). Это событие вошло в историю под названием "августовский путч ГКЧП".

К Дому Верховного Совета вплотную подошли десятки танков. Сопротивление путчистам возглавили президент РСФСР Борис Ельцин и другое руководство России. В итоге создание Государственного комитета по чрезвычайному положению было квалифицировано как попытка государственного переворота, а органы исполнительной власти были переподчинены главе РСФСР.

Тогда была сделана попытка отстранить от власти первого (и последнего) президента СССР Михаила Горбачева и поменять курс, который он проводил. И сейчас около четверти российских граждан (26%) считают, что для страны было бы хуже, если бы путчисты — руководители Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР) — смогли удержать власть в августе 1991 года.

Свою позицию люди объясняют следующим образом: 4% считают, что это развязало бы в стране гражданскую войну, вызвало повторные перевороты, 4% уверены, что члены ГКЧП не подходили для руководства страны, 2% говорят, что коммунистическое руководство и социалистический строй сохранились бы, 2% утверждают, что "жизнь стала лучше, было бы хуже" и не было бы "порядка в стране". Вопрос о "порядке в стране", накрывшем страну после августовских событий 19991 года, видимо, в опрос включен не был.

Другой опрос, куда более показательный, выявил, что почти половина россиян, если бы события 1991 года повторились, не вышла бы защищать российскую демократию.

41% россиян считают, что начиная с августа 1991 года "наша страна пошла в неправильном направлении", 33% сказали, что страна на "правильном пути". Еще 28% респондентов затруднились с ответом.

Для читателей "Правды.Ру" события тех дней прокомментировал известный писатель Александр Проханов:

— В те дни я был включен в процесс очень активно: все члены ГКЧП были мне близкими людьми, моя газета "День" публиковала новости о событиях буквально в живом режиме.

Сейчас открывается следующее: ГКЧП — это был последний этап спецоперации под названием "Перестройка", когда в течение четырех лет разрушались все основы государственной идеологии. Это была спецоперация по передаче полномочий союзного центра, то есть от Горбачева, региональному центру, то есть Ельцину.

Затем последовали три хаотичных дня, когда законность полностью отсутствовала, был конституционный хаос. Когда Горбачев вернулся в Москву после Фороса и потребовал от Ельцина возвратить полномочия, стало очевидно, что состоялся силовой перехват Ельциным всей власти Горбачева.

Как стало известно позднее, состав Комитета формировался самим Горбачевым. Им были введены в большую политику такие лица как Стародубцев, Тизяков… ГКЧП, как полагали вошедшие в него члены, должен был интернировать Ельцина и небольшую группу окружавших его политиков, уничтожить отколовшийся региональный центр и призвать обратно Горбачева в Москву, чтобы он после этой грязной работы снова пришел к полноте власти. Поручение это дано было Крючкову, который должен был отдать команду на интернирование Ельцина. Эту команду он не отдал.

Вот так Ельцин проследовал из аэропорта в Дом Советов и принял на себя практически всю власть в стране. Когда гэкачеписты увидели, что они обмануты, они помчались обратно в Форос и попросили Горбачева вернуться. Тот их предал: отверг и выбросил назад — и они были арестованы.

Вот так завершилась спецоперация по распаду Советского Союза, остальное было довершить уже достаточно просто.

Автор Лада Коротун
Лада Коротун - журналист, интервьер, корреспондент Правды.Ру *
Обсудить