Поездка по России: Туризм по ухабам

Дураки и дороги: Рука руку моет?

Ужасы российских дорог являются притчей во языцех еще со времен Радищева, чье "Путешествие из Петербурга в Москву" вдохновляло поколения оппозиционеров. Казалось бы, явление постепенно сошло на нет. Но, как оказалось, не везде. С одной стороны, хотелось бы удержаться от огульной критики, с другой, согласитесь, непорядок — поехал человек отдохнуть в России, а вернулся уставшим и разочарованным. Читая путевые заметки нашего автора, понимаешь: с таким подходом внутренний туризм не поднимем...

Уже второе лето мы с детьми проводим в Белгородской глубинке, на дальнем хуторе Россыпное. И все бы хорошо, но вот дорога… На хуторе жизнь — просто малина! Магистральный газ, отличная дорога к каждому дому (их всего-то 40), вода, отопление. И главное украшение — конечно же, сады. Наша улица так и называется — Садовая. И все бы хорошо, но вот добираться туда проблема.

Вроде бы и недалеко: от Москвы до Белгорода 750 километров, ходят поезда, в том числе фирменные, и самолеты летают. Но это до областного центра. А до нашего Вейделевского района еще около 180 километров. Автобусы ходят два раза в день прямо до нашего хутора. Но самый удобный путь — от Москвы до Россоши, а там на машине 100 километров — и мы на хуторе. Так мы и приехали. Но к 1 сентября надо вернуться. Как купить билет?

В районном центре Вейделевка билетов купить негде: на почте, которая себя позиционирует как прогрессивная организация, компьютерная программа по покупке билетов не подключена. Хотя вывеска на почтовом отделении имеется. На вопрос, почему не подключена, внятного ответа нет. Думаю, особо ее и не хотят подключать — придется ведь осваивать, поддерживать, учиться ею пользоваться. Словом, морока. А для проживающих в районе приходится ездить в соседний райцентр — в город Валуйки. Или в Россошь. Туда мы и отправились за билетами. Подумаешь, каких-то 100 километров!. Да, такси пришлось оплатить — две тысячи рублей. Вообще, от Россоши (Воронежская область) до Валуек (Белгородская область, — каких-то 150 километров. В связи с событиями на Украине (Валуйки — приграничный город) теперь поезда там не ходят. И пассажиры добираются или до Белгорода, или до Россоши.

Но вот догадаться пустить автобус на эти 150 километров как-то просто невозможно: надо договориться двум областям… А пока на дороге царствуют частники, таксисты заламывают цены. Например, при средней цене билета 1500 рублей от Москвы до Россоши в плацкарте, поездка в сто километров до деревни обойдется в две тысячи рублей на такси.

Мы взяли билеты в купейный вагон поезда №471 "Адлер-Москва". (Причем билеты с пятницы на субботу в тот же вагон и на те же места стоили бы мне уже на 500 рублей дороже). В купе мы обнаружили открытое окно. Вообще, вагон был старый. Такие были во времена моего детства, когда мы ехали из черноморского пионерлагеря домой. Думала, таких уже нет. Ошибалась. На просьбу закрыть окно — на верхней полке едет ребенок, — проводница предложила: "А вы посильнее надавите, оно и закроется".

Кстати, просьба ее удивила, видимо до этого никто ее об этом не просил. Наконец появился какой-то дядя с гвоздодером(!) и с его помощью окно закрыл. В купе я сразу же выгребла мусор и вынесла, но ящик был забит, причем сверху лежал черный пакет для мусора, уже полный. Вот туда я мусор и положила. Ждала, что нам все-таки предложат чай. Не дождалась. Утром в 8 часов попыталась найти проводника, но в их купе спали люди с двумя собаками… Проводницу мне соседи посоветовали искать в соседнем вагоне. Оставив ребенка на их попечение, я отправилась в соседний вагон и там действительно обнаружила нашу проводницу — она караулила сон другой проводницы… На мою просьбу о чае она откликнулась, и чай я получила. А вот сосед не успел — она опять куда-то скрылась.

Про туалет хочется сказать отдельно: конечно, старый вагон не предполагает наличие современных биотуалетов, но убрать-то его можно! Ни разу за время поездки (а это 14 часов) не было намека на хотя бы какую-то уборку даже коридора и купе, не говоря о туалетах.

Через некоторое время рядом с купе проводников выложили на подносе пакетики с заваркой и сахаром. Пользуйтесь, люди добрые!

За час до прибытия в Москву проводница стала требовать сдать белье. А я-то по наивности думала, что в купейном вагоне это делают сами проводники! Принесла. Мне было недовольным голосом сказано: "А почему не сложили?". Хотелось спросить: может еще и спинку почесать? Не спросила. А сейчас вот спрашиваю: почему такой безобразный сервис за вполне приличные деньги? Почему такой плохо обученный персонал? Проводница заходила по своей воле только собрать с нас плату за чай.

Только не говорите, что зарплата маленькая, и никто не идет — не поверю! И ведь ехала я с ребенком по Центральной России, не из тундры бездорожной, не из глухой тайги… Приближаемся к Москве, вот уже платформы Павелецкого вокзала показались. К этому времени наша проводница "преобразилась" — вместо спортивного костюма наконец-то на ней форма, как и полагается. Вполне современная и по фигуре сшитая. Одеть-то одели, а вот мозги не вправили…

Думаю, мои сердитые заметки о безобразном отечественном сервисе во время путешествия по России не единичны. Расскажите о своих поездках. А может, у вас все было с точностью до наоборот?

Белгородская область, хутор Россыпное — Россошь — Москва, поезд N471 Адлер-Москва, вагон 11, 25-26 августа 2016 года.

Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить