Усиление ИГИЛ крайне невыгодно России

Следующая цель ИГИЛ - Кавказ

Обстановка на Ближнем Востоке накаляется. Особенно Россию должно волновать закрепление в регионе ИГИЛ. Как сказал в эфире видеоканала Pravda.Ru глава Общества изучения русского языка и культуры им. Солженицына города Измира Андрей Пономарев, усиление ИГИЛ нам крайне невыгодно. Также эксперт рассказал о роковой ошибке России на Ближнем Востоке.

— Город Кабани в Сирии пытаются взять боевики ИГИЛ. А на прошлой неделе курды в Турции и Европе протестовали, что президент Турции Реджеп Эрдоган не вмешивается в ситуацию. Это действительная причина протеста или есть и другие мотивы?

— Я думаю, что причина протеста именно в том, что Эрдоган не давал коридор для вооруженных сил иракских курдов — пешмерги, чтобы те оказали помощь Кабани.

Читайте также: Араик Степанян назвал причины, почему Россия поддерживает США в борьбе с ИГИЛ

— А почему Эрдоган не предоставил этот коридор?

 - Эрдогану не выгодно создание какого-либо курдского государства или усиление курдов. Возможно, он опасался налаживания их тесного взаимодействия или просто хотел наказать сирийских курдов за их неприсоединение к войне против Асада. Автономия у курдов в Турции фактически уже есть. На бумаге, конечно, это не оформлено, но на практике только курды контролируют курдские города и имеют все реальные признаки самостоятельности.

Там местные депутаты, местные губернаторы, местная власть, местные традиции. Турков там очень мало. То есть де-факто курды уже очень автономные.

Курды не собираются отделяться от Турции. Но сейчас часто случаются поджоги турецких школ на территории восточных провинций Турции и переделывание их в курдские школы. Этот процесс идет совершенно автономно от министерства образования Турции. Это инициируют местные власти в данных провинциях.

Читайте также: ИГИЛ-сценарий по уничтожению России

— То есть Эрдоган не контролирует свои провинции, заселенные курдами?

— Ну, сказать, что на 100 процентов не контролирует, я не могу. Но, по крайней мере, не вмешивается и старается не обострять ситуацию. В основном сами курды идут на обострение, как, например, с этими школами и другими такими выступлениями. Курды в Турции уже давно стали мощной силой. С ними нельзя не считаться.

— Что сейчас происходит в Кабани?

— Обстановка слегка изменилась. Первые бомбардировки этого города не принесли никакого результата, но сейчас, судя по всему, коалиция более тесно сотрудничает с местными ополченцами. Таким образом, баланс изменился. Насколько я знаю, курдами взята небольшая деревня в окрестностях — какую-то высоту, критически важную для обороны города, они отвоевали. То есть, можно сказать, что определенный перелом наступил.

 - Это значит, что Эрдоган не будет вводить войска в Сирию, как обещал?

— Я думаю, что Эрдоган в любом случае не ввел бы войска. Даже процесс предоставления авиабазы, по-моему, не завершен. Просто опять-таки — одни разговоры. Турки тянут. Они умеют это делать. По-моему, вся операция уже скоро закончится, а у них никакого решения нет.

— Может быть, Эрдоган не хочет воевать против ИГИЛ, поскольку Турция покупает у них нефть по бросовым ценам?

 - Я только что читал в турецкой газете, что оппозиционная Народно-республиканская партия обвиняет сегодняшнее правительство в том, что оно поставляет оружие и поддерживает ИГИЛ всячески. Поэтому, думаю, что дело не только в нефти. Связь гораздо серьезнее. Наверное, тесно связаны с ИГИЛ и шиитами не только Турция, но и Америка.

Возможно, изначально у них согласованы более серьезные планы перекройки всего Ближнего Востока. Однозначно все они добиваются устранения Асада от власти. Сирия как кость в горле стоит у Америки. Но последующая цель — суннизация всего региона. А ради этого плана на многое готовы пойти и страны Персидского залива, и Турция. А два основных игрока против этого плана — это Иран и Сирия.

Читайте также: "ИГИЛ - это привет от Саддама Хусейна"

— Курды в этой ситуации являются заложниками или пособниками Запада?

 - Я думаю, это все совершенно естественно. Желание курдов не сегодня родилось, а давным-давно. Это совершенно естественный процесс. Конечно, его определенные внешнее силы пытаются использовать в своих целях. Курды точно также сами заложники во всем этом, потому что это нация разделена сразу несколькими государствами и не имеет своей собственной страны.

Соответственно, ни одна из этих стран, которые даже между собой могут воевать, не хочет, чтобы курды создали что-то свое. Поэтому они рады любой возможности, любому союзу, любой силе, которая пытается их использовать для своих целей, потому что при этом они тоже пытаются их использовать для своих целей. Я могу точно сказать, что курды были тысячелетиями, есть и будут. И они, как народ, жизнеспособны.

Читайте также: Владимир Исаев: Россию не заставят бомбить ИГИЛ

— Курдская рабочая партия в Турции или Иракский Курдистан могут стать ядром для создания собственного государства?

 - Я думаю, что именно Иракский Курдистан, то есть Масуд Барзани и его образования, такое ядро. Мой друг только вернулся из северного Ирака. На визах в паспорт там ставят штамп, что ты въехал в северную провинцию Ирака — в Северный Курдистан. ИГИЛ выходит из Сирии. Они говорили, что они борются за Халифат, против Асада и так далее. Потом резко бросают это поле деятельности и захватывают базы, нефтеносные города в Ираке.

А Барзани сейчас имеет виды на Мосул. Если он его возьмет, то у него будут всегда хорошие финансы, и это реальная, хорошая платформа для создания независимого курдского государства. Мосул важен, потому что там огромные запасы нефти. И раньше Северный Курдистан претендовал на него, но не мог взять, потому что там было очень много туркменов. ИГИЛ там все очистил. Сейчас туркмены сбежали дальше в Курдистан и Турцию. Там город почти пустой. Если Барзани возьмет Мосул, то все — он его уже назад никому не отдаст.

Сейчас все движения в сторону помощи Кабани дают ему личные очки вообще среди всех курдов. Раньше турецкие курды его не очень любили, хотя уважали его клан. Потому что он заключил ряд соглашений с Эрдоганом. Было ощущение, что он очень хорошо с ним спелся. Сейчас он зарабатывает авторитет личный. Это не сильно отвлекает от его главной цели — Мосула. У него достаточно сил, чтобы взять его. Пешмерга — это серьезная сила с опытом многих боевых действий. Есть лагеря подготовки в Северном Ираке. Соответственно — постоянная поддержка в живой силе и всем необходимом. Плюс Иран под боком, который всегда может дать оружие, если что.

Читайте также: Александр Игнатенко: Свержение Асада для Турции важнее, чем разгром ИГИЛ

— В Турции боятся или симпатизируют ИГИЛ?

— Газеты чаще всего осуждают их какие-то жестокие методы, обезглавливания. Но в целом — они же сунниты, и считают, что ИГИЛ делает грязную, но необходимую работу.

— То есть — наши люди, которые несколько иными методами ведут борьбу с неверными.

— Да, да, да. Поэтому такая критика — совершенно сдержанная. И насколько я знаю, кто хочет участвовать, спокойно могут из Турции туда поехать и присоединиться.

— Восток — дело тонкое. Как, по-вашему, должна действовать Россия?

 - Вот во всем этом я точно знаю одно: победа ИГИЛ не выгодна России. ИГИЛ должен быть уничтожен и распылен, все его силы. Это точно, 100 процентов. Потому что следующее место, куда они пойдут, — Кавказ. На мой взгляд, серьезная ошибка, что мы на 25 лет ушли из политики Ближнего Востока. Выросли поколения, в том числе курдов, которые смотрят на Америку и ждут от нее поддержки. Нам тоже не выгодно отдавать все лавры американцам. Потому что Курдистан будет создан.

У нас всегда были хорошие отношения с курдами. Надо просто поднять эти связи. Вернуться туда и, может быть, помочь как-то сделать это правильно и красиво. Разумеется, при этом мы не должны поссориться с Турцией, потому что Турция — наш хороший экономический союзник и потенциальный друг во многих отношениях. Без нее мы многие проблемы тоже не решим. Нам тоже надо очень аккуратно тут лавировать.

И в то же время цельная линия должна быть. Потому что нельзя допускать, чтобы большой город, где сотни тысяч человек живут, бомбили. Нельзя допустить, чтобы его захватили и всех вырезали, как это уже случалось. Уже месяц этот город в осаде. И все нормально в мире, никто ничего не беспокоился, пока курды не восстали, и не сказали, что это неправильно. Я думаю, что Россия должна там присутствовать и следить за такими вещами.

Читайте также: Михаил Чернов: ИГИЛ угрожает интересам России на Ближнем Востоке

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить