Аза Мигранян: Результаты действия ЕАЭС мы увидим лишь после 2025 года. Мнение эксперта о договоре ЕАЭС. Правда.РУ. 2014 год

Аза Мигранян: Результаты действия ЕАЭС мы увидим лишь после 2025 года

Руководитель отдела экономики Института стран СНГ Аза Мигранян в интервью Pravda.Ru рассказала о значении подписанного в четверг договора ЕАЭС.

Президенты России, Белоруссии и Казахстана Владимир Путин, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев подписали в Астане договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), вступающий в силу с 1 января 2015 г. Осенью 2013 г. Путин заявлял, что договор о Евразийском экономическом союзе должен отразить новое качество интеграции стран-участниц по сравнению с существующим Таможенным союзом. В чем состоит это новое качество? В чем выгода России? Какие есть опасения у РФ?

— Евразийский экономический союз предполагает объединение на более высоком уровне, где предполагается полные свободы капитала, труда, товаров и услуг. Соответственно, по новому договору предполагается, что в несколько этапов будут продвигаться соглашения и подписываться протоколы, а также отдельные соглашения по ликвидации изъятий и созданию безбарьерного движения секторально, то есть, по отраслям, в том числе, это касается рынка нефти, газа, электроэнергетики.

По подписанному соглашению предусматривается поэтапность в разных сферах указаны разные даты. Предположительно, эффекты создания свободного рынка по отдельным видам товаров и услуг мы ощутим, начиная с 2018 по 2025 годы. До этого периода предполагается урегулирование всех нюансов, и создание правовой базы для свободного передвижения товаров и услуг.

Что касается вопросов, связанных с передвижением трудовых ресурсов, людей и капиталов, то здесь предусмотрены практически те же сроки. Поэтому можно говорить, что с 2015 года по подписанному договору начнется работа, создание реальной нормативно-правовой базы для функционирования экономического союза по всем его правилам, то есть, без ограничений, без барьеров, наличия изъятий в сфере товаров и услуг, капиталов и труда. Эти вопросы предусматриваются по подписанному соглашению.

В данном виде договор только предполагает основные концепции по этим направлениям, то есть, он представляет собой некую структуру, каркас, на который далее будут нанизываться соглашения, упорядочивающие и точно расписывающие все сферы действия. Таким образом, подписанный договор дает право для создания реальных условий функционирования свобод рынка в рамках трех государств.

Что же касается выгод, то интересы российской экономики в данном случае защищены по существующим изъятиям по отдельным видам товаров, секторам рынка. В первую очередь, это сохранение изъятий по рынку топливно-энергетических ресурсов, что вызывает недовольство, в большей степени, белорусской стороны, но, по крайней мере, защищает хоть на какой-то период российские ресурсы в этом отношении.

Что касается интересов, связанных с развитием торговых отношений, то для российской экономики влияние функционирования ЕЭБ, и далее ЕАЭБ, будет не столь ощутимо, как, скажем, для экономики Казахстана и Белоруссии, в виду ее больших масштабов, и в виду того, что российская экономика в большей степени ориентирована на третьи страны.

Что касается вопросов углубления интеграции, то здесь тоже возможно достижение национальных интересов российской экономики, в плане углубления интеграции на финансовом рынке, что может позволить улучшить финансовую структуру рынка, дифференцировать инвестиционные источники и получить дополнительные возможности для вложений в странах ЕАЭС. Косвенно это может сыграть положительную роль для улучшения инвестиционного климата, что является на сегодня одной из главных задач России, решение которой могло бы способствовать решению проблем, стоящих перед современной российской экономикой.

Урегулирование миграционных отношений в большей степени будет регулироваться на двусторонних отношениях между странами. Но как мы знаем, основными поставщиками мигрантов являются страны, пока не входящие в Таможенный союз — страны Центральной Азии, та же Армения, вопрос вхождения которой в интеграционную группировку будет решаться в июне.

По настоянию казахстанской стороны вопросы единого миграционного регулирования не были включены в данный договор, поэтому здесь, как я сказала, все остается в формате двухсторонних отношений.

Что касается интересов возможного развития промышленного производства, то можно сказать, что косвенно, расширение рынка и снятие барьеров может способствовать росту промышленного производства России, здесь все будет зависеть оттого, насколько технологична и конкурентоспособна будет российская продукция, она имеет шансы быть лидером хотя бы в рамках ЕАЭС.

В плане перспектив все будет зависеть от скорости продвижения к реальным свободам движения товаров, услуг, труда и капитала, и как отмечено в договоре, двухсторонние отношения будут регулировать вопросы изъятий по наиболее чувствительным группам товаров. Здесь тоже осталась возможность отстаивать российские интересы в формате уже двухсторонних отношений между странами, то есть Россия — Казахстан, Россия — Белоруссия.

— Назарбаев выступил за то, чтобы после создания Евразийского экономического союза распустить Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Входящие в ЕврАзЭС, но не собирающиеся пока в ЕАЭС Киргизию и Таджикистан, по его словам, можно присоединить к Таможенному союзу в качестве стран-наблюдателей, Армения может стать полноправным членом Таможенного союза. Чем вообще отличаются эти проекты ЕврАзЭс, ЕАЭС, ТС? Зачем столько проектов?

— ЕврАзЭс была площадкой для культурно-гуманитарного правового содружества, которое позволяло сблизить интересы стран и готовить почву для экономических отношений. Таможенный союз в большей степени был ориентирован на урегулирование только лишь торговых отношений, то есть, это формы, способы, процессы продвижения товаров из одной страны в другую.

Таким образом, именно ТС помог улучшить торговлю между странами, снизив торговые барьеры, и он создает все предпосылки для единого рынка товаров, который только-только начал складываться в рамках ЕЭП, то есть, единого экономического пространства. Важно понять, что подписание договора о создании ЕАЭС, не является эквивалентом, и не означает начало функционирования тройки именно в условиях наивысшего объединения, то есть, в условиях единого, общего союза.

Экономический союз предполагает единый рынок, который имеет абсолютно стандартизированные формы регулирования, взаимодействия, общую макроэкономическую политику и так далее. Пока еще мы только говорим о том, что готовы создавать правовую базу для того, чтобы начал функционировать единый рынок, то есть, до где-то 2018 и далее до 2025 года мы будем заниматься созданием условий для образования единого рынка, единого экономического пространства.

Пока мы проходим период формирования и становления, то есть пока нельзя говорить о том, что через год мы почувствуем эффекты функционирования единого рынка, этого невозможно будет достичь одномоменто, это отложенный экономический эффект.

— В чем политическое значение создания ЕАЭС? Говорили, что Путин ждал этого подписания, чтобы более решительно действовать по Украине, так ли это?

— Я бы не увязывала напрямую эти процессы. Евразийская интеграция, в общем-то, движется в том графике, который изначально был заявлен, начиная еще с момента образования Таможенного союза в 2010 году, поэтому прямого воздействия ожидать не приходится.

Говорить о том, что подписание договора каким-то образом позволит России более радикально разрешать ситуацию на Украине — тоже заблуждение, поскольку это носит чисто экономический характер, и политические дивиденды в виду отложенности экономического эффекта невозможно ожидать сейчас, тем более относительно украинского кризиса.

Читайте также:

Казахстан — очередник Запада на революцию

Как уступить белорусам, не обидев русских

Может ли ЕАЭС превратиться в СССР?

Обсудить