Первая женщина-президент в Гренландии

Женщина-президент Гренландии — противовес КНР 

На парламентских выборах в Гренландии впервые в истории острова победила женщина — лидер партии "Сиумут" Алека Хаммонд. Соглашение об образовании правящей коалиции подписали лидеры партий "Сиумут", "Атассут", "Инуитс". Перед Алекой Хаммонд стоят непростые задачи: это и обуздание иностранных компаний, и защита собственных полезных ископаемых.

По соответствующему соглашению, 18 парламентских кресел займут представители партии Сиумут", и по 13 мест — каждая оппозиционная партия. Кроме этого, был объявлен состав нового правительства Гренландии. Все вакансии заняли представители правящей партии: пост министра финансов и внутренних дел — у Виттус Куйакитсок, министр продовольствия и сырья — Йенс Эрик Киркегор. Партия социал-демократов не впервые получает бразды правления Гренландии в свои руки: с 1979 года — это крупнейшая партия, которая стремится поддержать автономию острова. Официальная цель — получение независимости.

О чем шумим?

Правящая предыдущие четыре года партия "Инуит Атакатигиит" ратовала за то, чтобы расширить присутствие иностранных компаний (большая часть из которых китайские) в Гренландии, и за четыре года правления левых значительно увеличились масштабы иностранного инвестирования и доступ зарубежных компаний к полезным ископаемым и залежам руд острова. С 2012 года иностранным компаниям разрешено использовать более дешевую рабочую силу из Восточной Европы и Китая.

Категорически против этой программы выступает Алека Хаммонд. Рыбаки и охотники Гренландии (абсолютное большинство населения острова) также считают, что бывший лидер страны перешел границы разумного в отношении иностранных компаний. Взгляды правящей ныне партии "Сиумут" на дальнейшее развитие острова и жизнь коренного населения кардинально отличаются от политики "Инуит Атакатигиит".

Социал-демократы выступают за развитие добычи урана, железа и редкоземельных металлов, а также за уменьшение потока иностранных рабочих в добывающую промышленность, требуют большей экономической независимости Гренландии от Дании, выступают за ликвидацию военных баз США на острове. В предвыборной дебатах звучали призывы увеличить налоги для иностранных компаний (в большинстве своем имелись в виду китайские инвесторы в области добычи ресурсов), а также требования обратить внимание на экологию острова. Тем не менее, до сих пор не начались работы ни по одному проекту по добыче полезных ископаемых Гренландии, хотя роздано более 100 лицензий на геологическую разведку.

Наиболее масштабным является проект по разработке железной руды британской компании London Mining Plc, стоимость которого оценивается в 2,3 миллиарда долларов. Он включает в себя строительство электростанции, порта и дороги. Для этого проекта требуется около двух тысяч рабочих, что равно четырем процентам всего населения Гренландии. Американская компания Alcoa Inc рассматривает планы на строительство алюминиевого завода, что тоже должно повлечь импорт тысяч рабочих, скорее всего из Китая. Сюда же нужно прибавить не столь значительные, но многочисленные компании по разработке месторождений. Прирост дешевой иностранной рабочей силы угрожает повышению уровня безработицы среди местного населения.

За независимость и золото!

Одной из причин поражения левых Алека Хаммонд называет чрезмерную секретность вокруг добычи полезных ископаемых. Социал-демократы выступают против открытия в Гренландии новых иностранных проектов. Кроме того, Хаммонд планирует добиться разрешения на добычу радиоактивных материалов, в частности, урана, что должно привлечь денежные инвестиции из-за рубежа и позволит снизить зависимость острова от Дании, дотации которой, тем не менее, составляют около двух третей бюджета Гренландии. Другой не менее важный вопрос, который, скорее всего будет пересмотрен — это независимость Гренландии, которая официально входит в состав Дании с 1721, и только в 1979 году остров стал автономной датской провинцией.

21 июня 2009 года со вступлением в силу акта о самоуправлении права на автономию Гренландии значительно расширились. В частности, гренландский язык признан официальным, автономии также предоставлено право самостоятельно заниматься вопросами органов правопорядка и судебной системы. Тем не менее, международная политика, госуправление и денежная политика продолжают оставаться в ведении Дании.

Как на это смотрит Дания

Новейшая мировая история характеризуется стремительным расширением присутствия выходцев из Китая в самых разных уголках планеты. Китайцы стремится занять доминирующую позицию и в Арктике. В этом им в значительной мере поспособствовали датчане, которые выступают за то, чтобы предоставить КНР статус постоянного члена Арктического совета, который объединяет пять стран с выходом к Северному Ледовитому океану (Канада, Соединенные Штаты Америки, Норвегия, Дания и Россия), а также Исландия, Швеция и Финляндия. Самый большой остров земли, коим и является Гренландия — важный аргумент в игре Дании с Китаем.

Копенгаген до настоящего времени управляет внешней политикой Гренландии и использует богатый геологический потенциал острова как приманку для Пекина, стремясь укрепить датско-китайские торговые отношения. Гренландия обладает большими запасами минералов, в том числе ураном, редкоземельными металлами, железной рудой, цинком, свинцом, нефтью и драгоценными камнями. Согласится ли КНР потерять свои позиции в Арктике — скорее всего, маловероятно. Ведь Гренландия является оптимальной географической точкой входа для китайских предприятий, которые уже сумели занять на острове самые прочные позиции.

Стоит учесть, что, несмотря на громкие лозунги, у нового правительства нет возможностей самостоятельно добывать полезные ископаемые. А Дания, скорее всего, будет поддерживать китайские инвестиции самым активным образом. Льды Гренландии привлекли к себе большую стаю хищников, которые не прочь поживится ее подземными богатствами. Сможет ли команда Алеки Хаммонд повлиять на результаты гонки за золотом Арктики, которая только набирает обороты.

Как обойтись без Америки?

Выборы нового правящего кабинета в Гренландии, который может радикально изменить экономический и политический курс острова, нарушает планы не только Дании, Китая и Евросоюза. Соединенные Штаты также не прочь урвать лакомый кусочек Арктики. Еще в далеком 1951 году Дания и США заключили союз о совместной обороне острова. В скором времени на территории Гренландии, а именно, в местечке Туле была создана самая крупная американская база в Арктике. Это не принесло никаких дивидендов местным жителям, а в 1968 году недалеко от Туле упал американский бомбардировщик B-52, транспортировавший на борту шесть водородных бомб. В результате были заражены огромные территории.

В наши дни Гренландия для США не потеряла своей привлекательности. А в 2004 году был подписан договор, согласно которому база в Туле должна быть модернизирована и стать частью системы противоракетной обороны США. В своих предвыборных дебатах Алека Хаммонд заявила, что намерена бороться с присутствием американской базы на острове.

Географическая удаленность и закрытость страны во многом ограничили визиты в Гренландию иностранных ученых и специалистов. Сегодня экономика страны очень слаба. Возможно, поможет богатая Дания, которой не составит труда содержать сотни тысяч человек. Новое правительство видит выход в создании новых сфер занятий, новых отраслей хозяйства.

Сможет ли новое правительство поддерживать благополучие граждан в современных условиях, когда отсутствует серьезное поступательное экономическое развитие? Действительно ли нужна независимость Гренландии от Дании? Не ошибается ли партия "Сиумут" ? Как будет развиваться ситуация, покажет недалекое будущее.

Автор Сергей Василенков
Сергей Василенков
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить