Интернет составит конкуренцию банкам?

В последнее время в России начали появляться проекты по взаимному кредитованию населения. Одним из самых доступных способов для связи кредиторов и заемщиков в обход банков предсказуемо становится всемирная паутина. На западе взаимное кредитование населения работает давно и успешно. Известны такие порталы, как «Prosper», «Zopa» и другие.

В нашей стране данная ниша рынка имеет значительный потенциал для роста за счет упрощения требований к заемщикам, отсутствия посредников и большей доступности. Вместе с тем, засилье интернет-мошенников может свести эту в сущности благую идею к нулю. Ведь такой вид кредитования может стать одним из способов очистки собственной кредитной истории перед банками.

«Нужна очень четкая система страховок, потому что если это будет распространяться, это очень плодородное поле для мошенников. Поэтому здесь риски у тех, кто дает деньги увеличиваются во много раз», - считает народный артист России Евгений Петросян, с которым побеседовал корреспондент Icounty.ru.

Система устроена довольно просто. На интернет-площадке вывешиваются заявки кредиторов и заемщиков. Кредиты выдаются и погашаются с помощью одной из систем мгновенных переводов. При этом сам портал получает небольшую комиссию с операций и пользуется услугами бюро кредитных историй, а также имеет договор с коллекторским агентством, которое подключается в случае неисполнения должником взятых на себя финансовых обязательств.

Несколько лет назад аналогичный портал Вдолг.ру начал работу в России. Примечательно, что его появление совпало с активной раскруткой пирамиды МММ, которая использовала в своей навязчивой рекламе идеи взаимного кредитования, что фактически дискредитировало их.

С другой стороны, по мнению руководителя LiveInternet Германа Клименко, на ошибках учатся: «Как ни смешно, МММ это тоже со знаком плюс. Не было бы МММ, наши граждане бы до сих пор не имели прививки против мошенников, которые предлагают заоблачные проценты», - отметил Клименко в интервью Icounty.ru.

Между тем, несмотря на агрессивную банковскую рекламу и очередной «лохотрон» от МММ, число пользователей интернет-ресурсов по обмену финансовыми средствами увеличивается с каждым годом. Сегодня аудитория одного из самых популярных российских кредитных сервисов превышает 88 тысяч человек. Цифра довольно внушительная: такое число клиентов есть не у каждого российского банка средней руки.

Данный сектор является привлекательным для инвесторов. Так, о планах создания такого оператора заявил и один из крупных сотовых ритейлеров. Жизнеспособность интернет-кредитования подтверждается и на примере платежной системы Webmoney, которая также организовала свой проект кредитной биржи. За последние годы сервис выдал кредитов на 30 миллионов долларов и при этом не обанкротился. Так что, по всей вероятность, вскоре на рынок интернет-кредитования выйдут и другие игроки.

Обсудить