На Бельгию "обрушился" Евросоюз

C 1 июля страной-председателем ЕС на полгода стала Бельгия. Это королевство сыграло огромную роль в истории европейской интеграции. В 1951 года оно вместе с Голландией, Люксембургом, Францией, ФРГ и Италией создала Европейское объединение угля и стали, на основе которого спустя шесть лет появилось Европейское экономическое сообщества (ЕЭС), а в 1992 году — Евросоюз (ЕС).

Штаб-квартиры Еврокомиссии и Европарламента находятся в Брюсселе. У такого выбора изначально был свой смысл. Бельгия — многонациональное государство, где чуть более половины страны говорит на фламандском языке, более 40 процентов — по-французски и чуть более одного процента — по-немецки. И это не считая иммигрантов. В общем, Бельгия представляет собой своего рода "ЕС в миниатюре". До последнего времени она в глазах многих оставалась образцом строительства общего дома для представителей разных народов континента.

Лидеры европейских стран помнили о заслугах Бельгии в деле объединения континента, когда осенью 2009 года избирали первым президентом ЕС бывшего премьер-министра этой страны Хермана ван Ромпёя. И теперь ему придётся руководить Евросоюзом вместе со своим соотечественником — главой бельгийского правительства. Точнее говоря, с и. о. премьера Ивом Летермом, который будет исполнять свои обязанности до создания новой правящая коалиции.

То, что у Бельгии нет полноценного правительства и премьера, может создать трудности для всего Евросоюза. Так, полтора года назад аналогичная картина наблюдалась в Чехии (полгода чешского председательства ЕС фактически топтался на месте). Но это — лишь одна из проблем, которая может нести в себе бельгийское председательство. Куда неприятнее то, что Бельгия зарекомендовала себя как государство, где политическая нестабильность (в последнее время) стала обычным явлением.

Читайте: Бельгия исчезает с карты Европы?

Долгие годы страна считалась образцом сосуществования двух крупных общин — фламандцев (чей язык близок голландскому) и франкоязычных валлонов. Она появилась на карте Европы в 1830 году. Инициатором создания Бельгийского королевства была Англия, нуждавшаяся в буфере между Францией и Германией. Постепенно к этому искусственному образованию привыкли и другие главные европейские игроки.

Большую часть истории Бельгии "на первых ролях" были франкофоны. В XIX — первой половине ХХ вв. быстрыми темпами развивалась угольная промышленность Валлонии, и эта область опередила Фландрию по своему развитию. Как следствие — политическое влияние валлонов было выше, а французский язык занял приоритетное положение по сравнению с фламандским.

Фото: AP

После Второй мировой войны ситуация изменилась. Роль угля существенно уменьшилась, зато появилась потребность в новых высокотехнологичных областях, которые развивались преимущественно во Фландрии. Валлония из "передовика" превратилась в дотационный регион. Рост экономической мощи Фландрии обернулся и ростом её политического влияния. Фламандский язык стал вторым государственным, а премьерами страны с 1974 года становились исключительно его носители.

Однако полного уравнения языков не произошло. Французский язык продолжал фактически играть роль первого, многие валлоны до сих пор не говорят по-фламандски. Большинство иммигрантов, число которых к 2000 году достигло 15 процентов населения 10-миллионной Бельгии, учили только французский. О фламандском же забывали. За "ненадобностью". Это, а также необходимость содержать более бедные франкоязычные регионы вызывалонедовольство фламандской общины.

Желая избежать участи "дойной коровы", фламандцы выдвинули программу превращения унитарного Королевства Бельгия в союз автономных регионов. И добились своего — на рубеже нового тысячелетия Бельгия была преобразована в конфедерацию Фландрии, Валлонии и Брюсселя. Но фламандцы продолжали чувствовать себя ущемлёнными. И партии, говорившие о возможности раздела Бельгии, начали завоёвывать всё больше голосов на выборах.

Особенность бельгийского законодательства такова, что формировать кабинет должны представители как фламандских, так и валлонских партий. Но делать это становится всё сложнее. Всё больше голосов во Фландрии набирают те силы, которые выступают с явно или скрыто сепаратистскими лозунгами. Так, в 2007 году сепаратисты из партии "Фламандский интерес" получили на парламентских выборах свыше 20 процентов голосов. А франкофоны, настаивающие на сохранении целостности Бельгии, не желали вступать в коалицию с такими фламандскими деятелями.

В течение трёх последних лет из-за споров между фламандскими и валлонскими политиками в Бельгии сменилось несколько правительств. Причём дважды кабинет возглавлял лидер фламандских христианских демократов Ив Летерм, победивших на выборах 2007 года. Он открыто не призывал к разделу страны, но как-то заявил, что "фламандцев и валлонов не объединяет ничего, кроме короля, футбольной сборной и пива". Поскольку альтернативой ему был лишь "Фламандский интерес", пришлось валлонам иметь дело с "умеренным сепаратистом" Летермом. Который за последние три года был (с перерывами) премьером дважды.

Фото: AP

Пытаясь найти выход из политической чехарды, король Альберт II назначил на 13 июня этого года досрочные парламентские выборы. Их итог стал весьма трагичным для перспектив единства Бельгии. За партии, так или иначе ставящие под сомнение целесообразность существования единой страны, проголосовали порядка 70 процентов населения Фландрии. А за откровенных сепаратистов из партий "Новый фламандский альянс", "Фламандский интерес" и "Список Дедекера" — почти половина.

Поскольку победителем выборов во Фландрии стал "Новый фламандский альянс", а правительство традиционно возглавляет фламандец, именно лидеру альянса Барту де Веверу король Альберт II поручил сформировать правительство. Однако ещё на прошлой неделе де Вевер дал понять, что до начала председательства в ЕС правительства у Бельгии не будет. В лучшем случае, появится оно к осени. А пока обязанности премьера исполняет вышеупомянутый Летерм.

Будет ли у него время уделять достаточное внимание Евросоюзу? Ведь сегодня все бельгийские политики поглощены спором о разделе одного из двуязычных округов в пригороде Брюсселя на фламандскую и валлонскую части. Большинство фламандских партий настаивают, что раздел проводить необходимо, валлоны — против такого поворота событий. Кроме того, фламандцы считают, что центр должен передать областям (Валлонии и Фландрии) новые полномочия. Франкофоны против, видя в этом очередной шаг к разделению страны.

В таких условиях Бельгия, раздираемая национально-политическими противоречиями и не способная к формированию устойчивого правительства, рискует превратиться в новую головную боль Евросоюза. Нет никакой гарантии, что представителям двух общин удастся самостоятельно разрешить споры. И Еврокомиссии не придётся в них вмешаться, чтобы притушить трения хотя бы на время полугодичного бельгийского председательства в ЕС.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить