Авторские статьи

Рынок или нажива на беде?

Все в курсе недавней трагедии в метро. Также все знают, что многие рвачи заламывали цены в несколько раз больше обычных — мол, а куда денетесь. Впрочем, многие подвозили, если по пути, бесплатно — но, как и всегда, в первую очередь бросается в глаза негатив.

Ничего удивительного в такой ситуации нет — помнится, во время блэкаута в Москве несколько лет назад было то же самое. Меня заинтересовал совсем другой социальный феномен, лишь косвенно связанный с случившейся трагедией. В комментариях у одного достаточно известного блоггера кто-то написал: "У меня знакомый сегодня согласился доехать за 1500 р. Красная цена маршрута — 200 р. Когда добрались до места, отдал 200 р. и дал в [censored=лицо], когда скотина за рулём его оскорбила"

Обсуждение случая быстро распространилось по Интернету, и вот тут-то обнаружилось, что комментаторы четко делятся на две категории. Первая — согласна с тем, что пассажир поступил правильно: отдал справедливую цену проезда. То, что ответил на оскорбление — тоже одобряется, но это не так важно.

Все просто: есть справедливая цена за услугу, которая может слегка варьироваться, но не в несколько же раз! И тот, кто, пользуясь затруднительным положением, наживается на беде — сам выводит себя за рамки социума, и это надо наказывать. Причем наказания рублем-то не было: справедливую цену пассажир оплатил.

Политика "у кого нет миллиона, тот пусть подыхает" — мягко говоря, не русская. Тот, кто наживается на народной беде — враг народа, и относиться к нему надо соответственно. Теракт тут не при чем — скажем, человек повредил ногу, трудно идти. Ночь, глушь. Доехать по расстоянию — 200 р. А водитель спросит тысячу — куда денешься, мол. Ровно то же самое, по сути.
С точки зрения одной группы, такое поведение должно пресекаться, и уж точно не одобряться. Цена на услуги должна быть справедливой, нельзя исходить из максимизации прибыли, пользуясь затруднительным положением человека.

Но была и другая группа. Цитирую:

"Сев в машину после разговора о 1500 р, он, говоря языком закона, подписал договор о возмездном оказании услуг, где одна сторона — водитель, другая — пассажир. И цена услуги — 1500 р. Так что ничего "правильного" в поступке знакомого не вижу. Тут или пешком, или за 1500".

Вообще-то, "говоря языком закона", водитель должен был подать на него иск в арбитражный в суд, с требованием взыскать полагающееся по договору, а не оскорблять (за что и огреб по наглой роже).

Фото: AP

Или вот, некоторые заявляют, что если не нравится цена — то и не пользуйся, проблем-то. И считают это НОРМАЛЬНЫМ. "Если спрос на услугу возрос во много раз, а предложение осталось тем же, то цена услуги растет пропорционально спросу. Не слышали об этом?"

Всегда умиляли адепты "Экономикса", напрочь оторванные от жизни. Такие, к примеру, очень любят рассуждать о преимуществах капитализма перед социализмом, игнорируя факт: капитализм всегда приводил к кризису, который преодолевался исключительно госрегулированием.

Еще из обсуждения: "Хочу напомнить, что, помимо всего прочего, данный субъект обманом лишил возможности воспользоваться транспортным средством кого-то другого — т. е. в условиях конкуренции сжулил по отношению не только к таксисту, но и к другим желающим уехать".

"Это называется — рынок. А вот когда на рынке появляются такие, как ваш знакомый, таксистов становится меньше, потому что желающих получить по морде от умника, лучше знающего, за сколько его должны везти, немного. А те, кто остается, повышает плату — за риск. И в результате нормальные люди переплачивают из-за таких быдланов."

Я что-то не пойму — какой риск? Кто будет получать по морде, если не будет наглеть, задирая цены в несколько раз? Видимо, пишущим эта простая, на мой взгляд, мысль в голову попросту не приходит. Следовательно, они считают, что как минимум большинство будет именно что поднимать цены (а кто не будет — тот лох, рыночно не приспособленный).

Другими словами — эта группа считает, что наживаться на горе других совершенно нормально. Для наглядности сгущу краски: предположим, речь идет не просто о "надо спешно добраться", а о более существенной наживе на чужой беде. Блокадный Ленинград — очень хороший пример. У кого-то есть излишки еды, и он вправе назначать за них такую цену, какую хочет. Хоть кило золота за килограмм сухарей. Рыночно!

Вот только с точки зрения первой группы (и моей лично — также) таких радетелей за рынок надо публично вешать. Пусть даже после этого те, кто мог у них купить продукты по такой цене, их не купит (продукты будут распределены наиболее нуждающимся, а не наиболее богатым). Ну, или такой пример: выходит группа умирающих от жажды из пустыни в оазис, а у колодца им цену на воду задирают на порядок — куда денетесь-то! Вот завтра — по обычной цене, а сейчас, когда умираете — в десять раз дороже.

Такой прием, как утрирование, очень помогает наглядно увидеть пробелы в логике и т. п. Точнее, не обязательно пробелы — просто своеобразие логики, ее специфичность. Вот в данном случае обнажается норма поведения "наживаться на чужой беде — вполне допустимо". Норма это именно рыночная — "кривая спроса и предложения", без каких-либо дополнительных факторов. Свобода рынка, ага.

Именно поэтому тот, кто ратует за капитализм, одновременно делает все для разобщения общества, когда оно становится так называемым атомарным: каждый индивид сам за себя, все основывается на "свободном договоре". Какова эта "свобода" — думаю, наглядно показано выше.

Более того, если хоть чуть-чуть подумать, то становится понятно, что подобная общественная мораль неизбежно приводит к кризису. Все просто: по такой логике безусловен подход "кто больше заплатит" — и, следовательно, богатые богатеют, бедные беднеют. Формула, известная не первый десяток лет. Знаете, что самое удивительное при таком подходе?

Я еще могу понять, когда за капитализм, за "заплачу больше всех" и т. п. выступают те, кто действительно может заплатить. Но вот, когда-то же самое заявляют те, кто отнюдь не относятся к обеспеченным слоям населения — мол, да, так и надо, все измеряется исключительно деньгами — у меня создается ощущение, что я попал внутрь какого-то неизвестного романа Кафки…

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Ким Чен Ын "зауважал" Америку, Россия будет уходить от доллара и другие главные события 23 августа
Астрономы поймали сигнал от облака метанола в соседней галактике
Изучение языков вызывает прирост мозга
Оппозиция решила попиариться на Серебренникове
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Иран будет бороться с "американским терроризмом" на Ближнем Востоке
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Поражение правительства Асада уже невозможно — Михаил АЛЕКСАНДРОВ
Познер призвал разрешить продажу наркотиков всем желающим
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
В России не хватает денег, чтобы выдворить мигрантов
ФАС проверит российские авиакомпании на предмет ценового сговора
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Подробности атаки ИГИЛ на Росгвардию в Чечне: есть убитые
В ближайшие 100 лет Россия будет жить без ГМО
Опрос: поддерживают ли россияне легализацию наркотиков
Полиция России готовит "супердепортацию" мигрантов
Российские авиакомпании хотят заставить платить за провоз телефонов и зонтов
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов