Парк чернобыльских развлечений

На Украине к 25-летию аварии на атомной электростанции из зоны отчуждения Чернобыля сделают гигантский парк-музей. Предполагается, что экскурсии в зону будет пользоваться популярностью у туристов.

Для кого-то некогда эти места были родным домом. После взрыва на АЭС местность превратилась в необитаемый город, а слово "Чернобыль" стало синонимом слова "смерть". При упоминании о Чернобыльской трагедии у многих до сих пор сжимается сердце, ведь прошло не так уж и много времени. Однако это не помешает перевоплотить "регион зла" в парк зрелищ.

Уже начались строительные работы. Эскалаторы роют землю, сносят пустые полуразрушенные дома, "окультуривают" территорию для туристов. По замыслу проектировщиков парк будет разграничен на секторы. Всего в него войдет 94 населенных пункта, пострадавших от взрыва на ЧАЭС. Каждую зону обнесут забором, поставят указатели и информационные таблички.

Вся зона отчуждения поделена на 3 части — эпицентр, непосредственно площадка АЭС, далее области в радиусе 10 км от нее, и 30 км. Разместить объект планируется в 17 километрах от атомной электростанции на территории в пять гектаров. Там уже снесено около 30 некогда жилых домов.

Руководители отдела зоны отчуждения считают, что создав парк, в эти земли можно будет привлечь дополнительных туристов, а с ними и дополнительные инвестиции.

Чернобыль действительно является лакомым кусочком для туристов-экстремалов. Местные жители утверждают, что желающих посетить место трагедии с каждым годом становится все больше. По неофициальным данным, зону лишь за минувший год посетили около семи тысяч человек. Указать точное количество невозможно, так как сюда приезжают не только в рамках официальных экскурсионных туров, но и в одиночку.

Экскурсия в цитадель "мирного атома"

Цена официального экскурсионного тура в Чернобыль — 100 долларов. За эти деньги вас поместят в комфортабельный автобус, предоставят экскурсовода, минимум свободы действий и отвезут к городу Припять. Туристам показывают только то, что можно показать, экстрима в программе не предусмотрено. Предлагаемая туристическая программа может удовлетворить лишь поверхностный интерес. Сталкеры, например, презрительно относятся к таким недалеким зевакам.

"Культурная" программа сталкеров

Чернобыльские сталкеры практикуют экстремальный вид туризма в зоне отчуждения. Они организовывают экскурсионные туры собственными силами, сами отвечают за "культурную программу" в зараженной зоне, а также за свою жизнь и безопасность.

Фото: AP

О своем опыте сталкерства корреспонденту "Правды.Ру" рассказал Максим Соловьянов, который побывал в зоне отчуждения дважды — осенью и летом 2009 года:

"Периметр охраняемой зоны — 300 км. Это километры колючей ржавой проволоки, старые опоры, расставлены действующие КПП. Чтобы попасть в охраняемую зону незамеченными, нужно знать "проходимые" места. В последние годы охрана усилилась, потому что слишком много сталкеров пытаются пробраться на территорию. Чтобы не наткнуться на них, мы передвигались в зоне ночью, днем можно попасться на "лежанки" — это такие укрытия: охранники роют яму, маскируют ее, и сидят в засаде по 2-3 человека, охотясь на сталкеров. Отправной точкой нашего путешествия стало село, которое находится в 10 км от зоны. Просто доехали до него обычным сельским автобусом и пешими продолжили путь. Чтобы добраться до Припяти нам пришлось пройти пешком 50 километров, потратили на это сутки, не спали, все время шли".

Читайте также: Чаепития в Академии: Какую погоду ждать на Земле?

Стать сталкером сможет далеко не каждый. Для этого нужно иметь хорошую физическую подготовку и быть опытным путешественником. Обычное снаряжение не подойдет, нужно надевать военную форму, обувать берцы, с собой брать минимум вещей и продуктов, но так, чтобы хватило на несколько дней. Благо — жить есть где, пустынных зданий и жилых домов хоть отбавляй. Нужно быть предельно осторожным, опасаться не только охраны, но и диких животных.

"Вот когда нам реально стало страшно за свою жизнь — это когда мы повстречали стаю диких волков. Дело было ночью, мы с другом шли вдоль железнодорожного пути, по обе стороны болота и топи, на десятки километров пустырь и ни единой живой души, — продолжает свой рассказ сталкер. — Слышим, вокруг начинают выть волки. И не одиночки, а целая стая. Казалось, она совсем близко. У нас в руках только топор и фонарик. Свернуть некуда и некуда бежать. Оставалось лишь идти вдоль рельсов и надеяться, что хищники на нас не нападут. Так мы дошли до заброшенной казармы и, уставшие, упали спать. Думаю, если бы волки там добрались до нас, мы бы стали легкой добычей. Но нам повезло".

По словам Максима, животных в Чернобыльской зоне очень много: уже упомянутые волки, кабаны, рыси, лошади Пржевальского… Все они нормальных размеров и без лишних частей тела. Местные жители также не жалуются на генную мутацию Чернобыльской живности.

Отдельного внимания требует излюбленный сталкерами город Припять. Дома, улицы, административные здания — все сохранилось практически без изменений. Единственное — не достает людей.

Фото: AP

"Когда мы добрались до в Припяти — стало неимоверно жутко. Обычный город, например, как Киев. Та же планировка улиц, те же 9-16-этажные здания, детскиесады, школы… Только все это без людей… Тишина и пустота. Кажется, что ты попал в один из фильмов ужасов или перенесся в прошлое. Сами здания хорошо сохранились, однако выпотрошены изнутри. На улицах много целых фонарей, на стенах советское граффити, в домах потрепанная мебель, книги, детские игрушки, мы нашли даже удостоверения советских милиционеров. На улицах стоят пожарные машины, как будто ждут пожарных", — делится впечатлениями экстремальный турист.

Но не везде так пустынно Например, в 30-ти километровой зоне люди живут, там находится 99% самоселов. Сталкеры повстречали одного из местных жителей — "дядю Васю бомжеватого вида" в селе Лубянка. Он им рассказал, что в селе Вильша живет 3 семьи. Лубянка также заселена, там даже есть железнодорожное сообщение.

Чем ближе к самой АЭС, тем меньше вероятности встретить поселенцев. Радиационный фон зашкаливает и охрана усиливается. Так, в Рыжем лесу возле атомной станции сталкерами был зафиксирован радиационный фон в 86 тыс. микрорентген.

На саму ЧАЭС попасть нереально. Во-первых, она действует и по сей день. Во-вторых, там работают тысячи людей, обслуживающих работу АЭС, и охраняется она в сотни раз лучше, чем окружающая территория.

К идее строительства парка-музея сталкеры относятся скептически. Идея не нова — говорят они, поскольку в некоторых зонах экскурсии проводятся и сейчас. К тому же зону все равно не охватить парком, на это потребуется не один год и колоссальные ресурсы.

И разумеется, сталкеры не намерены уступать зону обычным туристам. Они будут повторять свои экскурсии, чтобы изучать внутренности съеденной атомом земли.

Фото: Максим Соловьянов

Все самое интересное читайте в рубрике "Жизнь"

Автор Виктория Лапко
Виктория Лапко — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру в разделе "Общество"
Обсудить