Экономические отношения России и Украины

РФ и Украина: движки и ракеты вне политики

На фоне ухудшения отношений Украины и России возникает угроза прерывания экономических связей, которые существовали между странами в постсоветский период. И проблема здесь не только в том, что Украина является транзитной страной на пути поставок российского газа в Европу, но и в тесных промышленных связях между странами, в том числе по части ВПК

Обострение политических взаимоотношений Москвы и Киева вполне вероятно может сказаться на экономике России, на тех ее стратегически важных отраслях, которые тесно связаны с предприятиями, расположенными на территории Украины. Речь, конечно, в первую очередь идет о ВПК и авиакосмическом сегменте. Напомним, что именно на юго-востоке Украины осуществляется производство трансформаторов, различных частей моторов, которые затем поставляются в Россию. Кроме того, там работают предприятия тяжелого машиностроения, тракторостроения и так далее. И сегодня партнерские отношения двух стран в этих сегментах висят на волоске.

Читайте специальный сюжет Кто заменит России украинский ВПК

Напомним, что после проведения референдума в Крыму, по результатам которого полуостров и город Севастополь присоединились к России, из Киева стали сыпаться угрозы о национализации российских активов, что находятся на Украине. В середине марта украинские СМИ опубликовали список тех российских предприятий, которые могут быть конфискованы под предлогом получения компенсации за Крым.

В этот список попали отели группы Александра Бабакова, ТК "Океан Плаза" в Киеве (совладелец Аркадий Ротенберг), Запорожский алюминиевый комбинат ("Автоваз"), Николаевский глиноземный завод ("Русал"), объекты "ЕвразХолдинг" (ГОК "Сухая балка", ДМК им. Петровского, Коксохимический завод им. Калинина и другие), Лисичанский нефтеперерабатывающий завод (ТНК БП), операторы мобильной связи МТС и "Киевстар" (АФК Система) и другие объекты, в том числе принадлежащие ключевым игрокам банковского сектора России. Таким образом, наравне с конфискацией собственности российских олигархов, Киев считает возможным прервать отношения с Россией и по направлениям, имеющим стратегическое значение для российской экономики.

Читайте также: Россия без Украины сможет, а вот наоборот...

Одним из наиболее важных партнеров для российской промышленности является крупный производитель двигателей для самолетов и вертолетов "Мотор Сич" в Запорожье, поставляющий 40 процентов своей продукции на российские предприятия. От "Мотор Сич" и двигателей этой компании зависят многие игроки российской промышленности, в том числе "Ростехнологии". Как рассказала корреспонденту Pravda. Ru руководитель отдела экономики Института стран СНГ Аза Мигранян, российские власти уже задумались над открытием на территории РФ структурного подразделения "Мотор Сич" во избежание возможных решений киевской власти о прерывании промышленного сотрудничества двух стран.

"Это достаточно прагматичный подход, который может обеспечить на первое время слаженность работы и поможет избежать остановки российских предприятий, хотя полностью этого избежать в столь короткие сроки вряд ли удастся, — считает Аза Мигранян. — Надежда заключается в том, что все-таки здравый смысл преобладает и рационализм бизнеса все-таки будет превалировать над политическими амбициями и различными интересами участвующих игроков".

При этом эксперт уверена, что потери российской стороны в краткосрочном периоде будут значительными именно по той причине, что Россия импортирует c Украины готовую продукцию. И выхода в случае приостановки кооперации с украинскими предприятиями у России будет всего два — это замена на российские компоненты или поиск иностранных аналогов. Очевидно, что и в том, и в другом случае понадобится некоторое время и затраты…

"Это чревато финансовыми и экономическими потерями, но в краткосрочном периоде. В средне- и долгосрочном периоде этот вопрос так или иначе будет решен, и я бы даже сказала, в пользу российской экономики, ибо, если пойдут по первому пути — создания собственного производства, то это может стимулировать рост непосредственного промышленного производства в России, что является целью экономической политики на современном этапе", — полагает Аза Мигранян.

Читайте также: Мнение: Разрыв промышленных связей с Украиной пойдет на пользу экономике России

Впрочем самый главный вопрос сейчас вызывает сотрудничество России с Украиной по части оборонки. Еще в начале февраля 2014 года заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин сообщил журналистам о проведении переговоров с главами "оружейных" регионов и руководством промпредприятий. "Пока там западники интрижки плетут и влезают в скандалы, Россия помогает регионам Украины восстановить утерянные промышленные связи с нашими предприятиями, а значит, создать тысячи рабочих мест", — говорил тогда Дмитрий Рогозин.

Несколько дней назад на тему военно-технического партнерства двух стран высказался и глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности РФ Виктор Озеров, который подчеркнул, что Россия не намерена разрывать существующие связи, и прекращены они могут быть только по инициативе украинской стороны. Однако если нынешняя центральная власть Украины действительно пойдет на такой шаг, то навредит больше себе, чем России.

По данным ИА "Свежий ветер", общее число предприятий двух стран, которые используют продукцию зарубежных партнеров, более 1300. Украина и Россия поставляют друг другу более тысячи наименований продукции самых разных областей. Сотрудничество идет даже в направлении строительства ракет-носителей. При этом украинские предприятия поставляют в Россию порядка 10 процентов продукции своих оборонных предприятий, тогда как 70 процентов поставщиков оборудования и комплектующих для нужд украинской "военки" работают на территории России. И как заявил Pravda.Ru научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев, остается вопросом, кто больше пострадает, ростовщик (Украина) или покупатель (РФ)?

"В рамках экономической трансформации Украины, которая будет стремиться к переходу под стандарт соглашения о евроассоциации, страна, в принципе, окажется в ситуации, в которой ей будет трудно претендовать на льготы в поставках на российских рынок. А тут еще на это накладывается сложное политическое положение, наш кризис, — рассказал Александр Караваев. — Если мы берем оборонно-промышленный комплекс, то почти половина ОПК Украины работает в качестве поставщика в Россию. Некоторые говорят, что более половины, но никак не менее половины.

Насколько это критично для России -это вопрос более сложный. Вот сейчас стараются не поднимать паники и говорить, что в рамках стратегии замещения мы могли бы, в принципе, отказаться от всех украинских поставок по линии ОПК. Возможно, так сделать можно, во всяком случае, уже видно, что и в не кризисные годы мы не могли нормально развивать промышленную кооперацию, например, по самолету АН-70. То есть, самолет уже есть, но развить на полноценную продажу мы не смогли.

Читайте также: Александр Караваев: От разрыва связей по линии ОПК Украина может пострадать больше, чем Россия

В рамках других новых военных изделий тоже есть ряд нюансов. Ну, конечно, специалисты именно по оборонной экономике, оборонным предприятиям, они знают, насколько российский ОПК зависит от Харьковских и Днепропетровских заводов, которые находятся в системе ремонтных циклов российских межконтинентальных баллистических ракет".

Однако российские эксперты убеждены, что до разрыва экономических связей в области ОПК и других сегментов промышленности дело не дойдет. По мнению Александра Караваева, отношения между странами, по крайней мере в данном направлении, устаканятся после украинских выборов 25 мая.

"Они не пойдут на такой примитивный разрыв экономических связей, это никому не выгодно, — уверен Александр Караваев. — Еще раз надо подчеркнуть, что половина их продукции идет в Россию".

 

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *