Повестку дня российско-латвийской комиссии историков формируют латыши

Россия проигрывает Латвии на фронте истории

В России и Латвии идет серьезная подготовка к первому в истории заседанию двусторонней комиссии историков. В последние дни шло обсуждение повестки дня. Судя по всему, латыши оказались настойчивее. И тон дискуссии будут задавать они — их российские коллеги от своих предложений отказались.

Напомним, что речь о создании такой комиссии зашла на переговорах президентов Дмитрия Медведева и Валдиса Затлерса во время приезда последнего в Москву в декабре 2010 года. С самого начала латвийская сторона собиралась говорить только об истории ХХ века, тогда как российские историки предполагали коснуться и событий XIX века. Шли споры, в итоге работа никак не могла начаться.

И вот наконец 20-21 июня 2011 года в Москве прошло первое подготовительное заседание. Сопредседатель комиссии с латвийской стороны Инесис Фелдманис еще до отъезда недвусмысленно дал понять, что будет добиваться от России факта признания "советской оккупации". И обсуждение латыши хотят начать с темы депортации латышей в Сибирь в середине июня 1941 года.

Читайте также: Как соседи России переписали историю ВОВ

По окончании заседания Фелдманис излучал оптимизм. По его словам, латышская сторона добилась того, чтобы обсуждалась исключительно тема ХХ века. Россияне же отказались от своего предложения заглянуть глубже и присмотреться к событиям XVII-XIX веков. "Меня даже немного удивило то, что Россия учитывает все наши замечания", — цитирует Фелдманиса Latvijas Avize.

Говоря проще, можно констатировать: повестку дня совместной комиссии формирует латвийская сторона. Вполне возможно, что так происходит из-за того, что команда прибалтов единая и все они настаивают на признании факта "советской оккупации". Собственно говоря, в сегодняшней Латвии едва ли найдешь имеющего хоть какую-то трибуну принадлежащего к титульной нации историка, который бы думал иначе.

Если же верить Latvijas Avize, российская часть делегации представляет собой соединение "лебедя, рака и щуки". Так, в нее входит директор Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян. С одной стороны, в 2006 году под его редакцией вышел сборник, в котором факт оккупации признается. С другой, сам он открытым текстом заявил, что "никогда не оценивал и не рассматривает сейчас советские действия в 1940 году по отношению к Прибалтике как оккупацию".

Читайте также: Иск за "советскую оккупацию": Латвия мечтает сама себя разорить

Так или иначе, но присутствие в комиссии Чубарьяна вопросов не вызывает — человек заслуженный, по должности ему положено в ней находиться. Нет сомнений и относительно членства в ней Александра Шубина — историка, который плотно занимался действиями латышских легионеров СС на территории РСФСР. Вполне подходящая кандидатура и Ренальд Симонян, также последовательно отвергающий термин "советская оккупация" в отношении Прибалтики образца 1940 года.

Но вот еще два ее члена вызывают огромные сомнения. Один из них — научный руководитель губернатора Кировской области Никиты Белых Виктор Бердинских. Этот ученый из Вятки открыто готов признать факт "оккупации". Вопрос только в том, что действительно занимающийся Прибалтикой в годы Великой Отечественной историк Александр Дюков уличил Белых в плагиате. Данный факт, конечно, официально не доказан. Но тень от этой истории на Бердинских явно брошена.

Наконец, в комиссию вошла такая исследовательница, как Евгения Назарова. Она не скрывает, что поддерживает тесные контакты с латвийскими властями. Один из предметов ее исследований — изучение судьбы латышей в России. В данном случае вопрос не в том, чтобы отрицать факт депортации латышей — он имел место. А в том, может ли такой человек входить в российскую часть комиссии. Чьи интересы Назарова там будет представлять?

Читайте также: О чем молчат латышские пропагандисты-русофобы?

Предполагается, что всего в комиссию войдут по 10 человек с каждой стороны. Остается подождать, кто же еще войдет в российскую часть комиссии. Пока же все выглядит так, что найти согласие внутри своей части комиссии им будет очень непросто. А раз так, то позиции российских историков изначально будут проигрышными. В отличие от своих коллег им будет крайне трудно вынести на обсуждение какой-то согласованный план. Латышам здесь явно проще, что было продемонстрировано уже на подготовительном заседании.

Если бы дело свелось к тому, что ученые вели бы дискуссию относительно чисто исторических вопросов, отсутствие единства в российской части комиссии не было бы столь неприятным фактом. Однако от истории тут одно название. В Прибалтике в целом и в Латвии в частности проблемы прошлого давно уже стали инструментом практической политики и сведения счетов и с Россией, и с живущими там русскими.

Так, с точки зрения латвийских националистов факт признания Россией оккупации может означать, что наша страна согласна с наличием у сотен тысяч русскоязычных жителей прибалтийской страны паспортов "неграждан". Ведь появление этих людей на территории Латвии — следствие вхождения страны в состав СССР (и с этим действительно не поспоришь). Однако другое дело, что наличие таких документов полностью противоречит нормам ЕС и смахивает на то, что было в ЮАР во времена апартеида.

Читайте также: Латышский день СС при молчании ЕС

Еще один смысл признания "оккупации" — добиться от России выплаты компенсаций. Наиболее отмороженные националисты называют цифру в 200 млрд долларов. Правда, в 1940 году президент Латвии Карлис Улманис добровольно отрекся от власти и признал вхождение своей страны в состав СССР. Объявления войны не было, так что юридически не подкопаться. Да и кто мешал латышам сопротивляться советизации с оружием в руках, подобно тому, как это сделали в 1939–1940 годы финны?

Наконец, факт "советской оккупации" служит оправданием того, что латыши в массовом порядке пошли записываться в 15-ю и 19-ю дивизию СС и другие союзничающие с нацистами формирования. Они совершили множество преступлений в сопредельных с Латвией областях России и Белоруссии, отличились в уничтожении узников концлагеря в Саласпилсе. Об этом латвийские историки вряд ли говорить хотят. Образ "борцов за свободу" тогда померкнет.

Нежелание латвийских историков обсуждать вопросы более далекого прошлого также понятно. Так, в 1917 году на выборах в Учредительное собрание большевики получили в Лифляндской губернии (с центром в Риге) наибольшее число голосов во всей бывшей Российской империи. Это больше, чем в Москве, Петрограде, на Западном фронте, где позиции большевиков были очень сильны.

Читайте также: Российский счет Прибалтике

Латышские "красные стрелки" участвовали в массовом терроре против русского населения, при подавлении крестьянских антибольшевистских восстаний, в расстреле царской семьи. Сами латыши сделали немало, чтобы советская власть установилась в России. Да и советская власть в Латвии в 1918–1919 годах не удержалась во многом благодаря тому, что страну оккупировали сначала немцы, потом войска Антанты. Если припомнить это все, как-то потускнеет образ "советской оккупации".

Если глянуть дальше, то окажется совсем уж неприятная для латышских русофобов картина. В XIX веке фактическими хозяевами Латвии были немецкие бароны, которые препятствовали развитию латышского языка и культуры. И латышские деятели обращались в Петербург с просьбой спасти их от ассимиляции. Тогда же начались массовые национальные хоровые фестивали латышей — и никакие российские власти их не разгоняли.

Во времена Российской империи были построены железные дороги и порты. Первый президент довоенной Латвии Янис Чаксте учился в Москве, был депутатом Государственной думы, примыкал к кадетам. В 1917 году был комиссаром Временного правительства России по Лифляндской губернии… Будущий диктатор Латвии Карлис Улманис тогда был его заместителем. Вот так преследование латышей в проклятой Российской империи! Версия про страшный "русский сапог" не складывается.

Так что если разобраться в истории, Россия тоже может выставить Латвии немаленький иск. И очень большой вопрос, кто кому больше чего должен и кто у кого что отнял. Беда в том, что латвийские историки представляют собой куда больший монолит, нежели российские. Они гораздо лучше понимают, чего они хотят и каковы средства достижения их цели. Какой результат от работы комиссии хочет получить Россия, до сих пор официально не сформулировано.

А тот факт, что совместная комиссия будет обсуждать удобный исключительно для латышей вопрос, показывает, что на фронте историко-идеологической войны Россия Латвии уступает. Увы, то же самое происходит и со многими другими западными соседями, бывшими республиками и соцстранами. Только вот отмахнуться от соседей России не удастся: эти государства входят в ЕС и НАТО и их взгляд на Россию так или иначе политикам в Брюсселе приходится учитывать.

И в результате своей пассивности Россия действительно может столкнуться с иском со стороны Латвии. И с аналогичными исками Польши, Литвы, Эстонии. Может быть, еще и Румынии с Финляндией. А о предоставлении гражданства всем русским Латвии (и Эстонии) придется забыть.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *