Россия-Грузия - дружить будем?

Президентские выборы в Грузии закончились убедительной победой представителя правящей партии "Грузинская мечта" Георгия Маргвелашвили. Окончательно демонтирована власть Единого национального движения (ЕНД) — детища Михаила Саакашвили. Вместе с ним уходит и конфронтация с Россией. Возможен ли дальнейший позитивный диалог между странами?

Возможен, и многое будет зависеть от умной дипломатии. Маргвелашвили был избран с подавляющим преимуществом, получив более 62 процентов голосов. Наблюдатели не зафиксировали серьезных нарушений, а главный соперник — представитель от ЕНД Давид Бакрадзе (22 процента) практически сразу после оглашения результатов, поздравил оппонента с победой. Знаменательны выборы тем, что сформировалась новая структура политической власти Грузии. Бывшая оппозиция теперь твердо держит власть, ЕНД не распалась, но перешла в оппозицию, и есть сила, способная занять "пророссийскую нишу" — Нино Бурджанадзе и ее окружение.

Полтора года назад в Грузии прошла конституционная реформа, в результате которой страна стала парламентской республикой, и власть перешла в руки премьер-министра, а именно, к Бидзине Иванишвили, после того, как его партия "Грузинская мечта" (ГМ) выиграла парламентские выборы. Хотя президент и не является больше главой государства, но он представляет парламенту кандидатуру премьер-министра, поэтому можно сказать, что ГМ в любом случае избежит парламентского кризиса, о возможности которого так много говорила оппозиция. Реформу провел уходящий в отставку Саакашвили, чтобы из президентского кресла плавно пересесть в премьерское. Но после того, как в 2008 году он развязал войну в Южной Осетии, а затем оказался заподозренным в убийстве лидера грузинской "революции роз" Зураба Жвании и замешанным в "тюремном скандале", грузинский народ лишил его доверия.

И не только. "Теперь Бидзина Иванишвили может смело инициировать против Саакашвили судебный процесс, народ его поддержит", — сказал "Правде.Ру" Андрей Епифанцев, глава аналитического бюро Alte et Certe . Экс -президент может быть осужден, например, по статье "измена родине", поскольку, по мнению многих грузинских аналитиков, соглашение об урегулировании грузино-югоосетинского конфликта, которое было подписано 12 августа 2008 года президентами России и Франции — Дмитрием Медведевым и Николя Саркози было проигрышным для Грузии. Саакашвили не должен был подписывать договор, где был обговорен механизм отчуждения территории Абхазии и Южной Осетии.

Правда, здесь надо заметить, что у Саакашвили есть сильный защитник — Евросоюз. Министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт недавно пригрозил премьеру: договор с Грузией об ассоциации с ЕС не будет подписан, если "Грузия пойдет по пути Украины", то есть будет преследовать оппозицию в судебном порядке. Дальнейшее развитие событий покажет, что для ГМ важнее — мнение народа или указания европейских чиновников.

Итоги выборов, по мнению Епифанцева, говорят о том, что партия "Грузинская мечта" прошла проверку временем, и что общество поддержало тот курс на перемены, которые проводил Иванишвили. Партия Нино Бурджанадзе "Демократическое движение" выступала с пророссийских позиций. "Ее третье место (10 процентов) означает, что в грузинском обществе сохранились значительные силы, которые видят в сотрудничестве с Россией будущее Грузии. Это очень важно, еще пять лет назад об этом и подумать было нельзя", — заметил Епифанцев. " Настал момент протрезвления для многих, и теперь грузины видят свое будущее вместе с Россией. Это не значит, что они забудут Южную Осетию, это не значит, что они присоединяться к Таможенному Союзу, это значит, что они хотят быть ближе, быть роднее России",- полагает эксперт.

Конечно, трудно ожидать прорыва в отношениях, когда Грузия стоит на позиции возвращения территориальной целостности, а Российская Федерация выступает за сохранение статус-кво в отношении независимости Южной Осетии и Абхазии. И вряд ли эти позиции в ближайшее время будут пересмотрены. Но с приходом к власти в России — Владимира Путина, а в Грузии — Бидзины Иванишвили пришла прагматика, и есть надежда на прорыв в отношениях, сказал "Правде.Ру" грузинский эксперт, политолог, президент Грузинской Дипломатической Академии, Сосо Цинцадзе .

"Сейчас невооруженным взглядом трудно увидеть в будущем кардинальные перемены, но искусство дипломатии в том и состоит, что она осуществляет то, что простому гражданину кажется неосуществимым. Ресурс у нас есть, он в нашей истории, которая приносила больше положительных эмоций, чем отрицательных ", — заметил Цинцадзе. Надо найти компромисс, так, чтобы осетины и абхазы не считали, что их " ломают через колено", а Грузия и Россия "сохранили лицо". " Если такой вариант дипломаты найдут, то при политической воле — все возможно", — уверен эксперт. Особую роль в этом процессе Цинцадзе отдает Нино Бурджанадзе, для которой "открыты двери и в России, и на Западе". Главное не потерять динамику, набранную в октябре. Конечно, отмена эмбарго на грузинские вина и фрукты — это хорошо, но мало, нужно использовать огромные экономические возможности России и начинать практически надо с отмены визового режима или хотя бы его облегчения, сказал Цинцадзе.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *