Ющенко: Вы будете смеяться, но я опять назначил досрочные выборы…

Виктор Ющенко подписал очередной указ о назначении досрочных выборов в Верховную Раду. Однако основания для этого снова сомнительные – подтверждения, что 151 «оранжевый» депутат сложил полномочия, нет. Но даже если выборы всё-таки пройдут 30 сентября, ответственные политики не должны идти на поводу у авантюристов с Майдана-2004.

                                                                 Ющенко: Вы будете смеяться, но я опять назначил досрочные выборы в Раду…

                                                                                                                                     Украинский анекдот двухмесячной давности

Итак, в минувший вторник украинский президент Виктор Ющенко подписал очередной (не исключено, что не последний) указ о назначении досрочных выборов в Верховную Раду. В этом новом своем решении Ющенко ссылается на политические договоренности себя самого с премьером Виктором Януковичем и спикером парламента Александром Морозом.

Кроме того, в отличие от предыдущих своих указов, украинский гарант основывает свое решение на серьезном фундаменте – заявлениях о сложении депутатских полномочий представителями двух парламентских фракций, блока «Наша Украина» (БНУ) и блока Юлии Тимошенко (БЮТ).

Большинство ответило «презлым на предоброе»?

Очередное решение Ющенко тут же нашло живой отклик у депутатов Верховной Рады пятого созыва, действие которой уже несколько раз приостанавливалось указами президента, а затем не раз приостанавливались сами указы о приостановлении.

Больше других отметились в своих комментариях в адрес президента представители парламентского большинства. Представитель Соцпартии обозвал указ Ющенко «очередным полетом мысли», депутат от Компартии выразил уверенность, что гарант вновь нарушил конституцию страны, а «регионал» Тарас Чорновил не впервой заподозрил у президента маразм и предложил показать гражданина Ющенко психиатру.

На первый взгляд, такая реакция депутатов от коалиции не только выглядит оскорбительной, но и демонстрирует вероломство и черную неблагодарность парламентариев по отношению к главе государства. Ведь действительно имела место «ночная договоренность» Ющенко, Януковича и Мороза, исключительно в рамках которой якобы и выпустил свой указ президент.

Самороспуск решением большинства или по воле трети?

Переговоры о выходе из политического кризиса, как известно, продолжались больше трех месяцев. Помимо даты новых выборов, определения правил игры предметом переговоров был и способ прекращения полномочий действующего парламента пятого созыва. Большинство предлагало предусмотреть в законодательстве возможность самороспуска Рады путем голосования «за» простым большинством или, как вариант, двумя третями.

Оппозиция настояла на другом варианте – одновременном сложении полномочий 151-м народным избранником. В обычном случае место добровольно выбывших депутатов заняли бы те лица из соответствующих партийных списков, что шли следом за выбывшими, но не прошли в Раду. Чтобы этого не произошло, партии-дезертиры должны заранее провести съезды, на которых «обнулить» партийные списки, и предоставить соответствующие документы в Центризбирком. Таким образом, замещать сбежавших было бы некому.

Способ оппозиции, надо признаться, несет в себе мощную подрывную силу. Если этот вариант хоть раз пройдет, это станет опасным прецедентом на будущее. Им сможет воспользоваться любая политическая сила, которую не устроит расклад в новом парламенте. Меньшинство, таким образом, получит в свои руки убедительное и работоспособное средство шантажа большинства. Но, что сделано, то сделано, после драки кулаками не машут. Посмотрим, однако, как обстоят дела в действительности.

Мандаты: сложены или нет?

Лидеры «Нашей Ураины» и БЮТ, Вячеслав Кириленко и Юлия Тимошенко, поначалу утверждали, что обеспечат 171 заявление о сложении депутатских полномочий. По факту удалось предъявить 157. Разница – непринципиальна, учитывая, что достаточно 151, то есть все равно получилось вроде бы с гарантированным запасом.

Вместе с тем, многие заявления из числа предъявленных вызывают серьезные сомнения. Представители коалиции называют цифру до 40 подозрительных документов из 157 представленных. Из арифметики же следует, что если всего 7 заявлений окажутся недействительными, то основания для прекращения полномочий Рады пятого созыва исчезают.

А недостача необходимого числа не вызывающих сомнений заявлений весьма вероятна. Например, еще во вторник вечером прошла информация (не подтвержденная пока), что депутат от «Нашей Украины» Юрий Артеменко и еще четыре депутата этой фракции отозвали свои заявления.

В среду депутат от БЮТ Николай Замковенко заявил, что отказывается слагать депутатские полномочия, и высказал предположение, что его примеру последуют еще 25-30 депутатов. Мало того, поговаривают, что многие заявления написаны не собственноручно, и в том числе, страшно сказать, заявление самой Юлии Тимошенко написано чужой рукой. Подпись, правду сказать, похожа на настоящую.

Для блока «Наша Украина» ситуация осложняется еще одной неприятностью. Блок шел на выборы-2006 в составе 6 партий. Депутаты одной из них, Партии промышленников и предпринимателей Украины (ПППУ), перешли три месяца назад на сторону большинства, а ее лидер, Анатолий Кинах, тогда же вошел в правительство Януковича.

Съезд «Нашей Украины», обнуливший списки блока, проходил без участия партии Кинаха. На этом основании украинский ЦИК не признал решения съезда законными, по меньшей мере, в отношении ПППУ. Таким образом место БНУ в Раде смогут занять депутаты от ПППУ, а парламентская фракция БЮТ сформируется из депутатов, отозвавших свои заявления.

«Не торопись…»

В общем и целом, как видно из вышесказанного, считать Раду уже сейчас неполномочной несколько преждевременно. Тем более основывать на этом, как на свершившемся факте, президентский указ. Спикер парламента Александр Мороз считает, что оппозиции следует пройти процедуру до конца, тогда будет повод для разговоров, а тем более для ответственных решений. Премьер-министр Виктор Янукович также убежден, что Рада является действующим законодательным органом.

Со стороны может показаться, что представители парламентского большинства просто тянут время, занимаются придирками и т.п. Однако причина их скрупулезности совсем в другом. Если выборам 30 сентября все же суждено состояться, то основания для них и процедура их проведения должны быть безукоризненными со всех точек зрения и прежде всего с точки зрения закона.

Уже сейчас можно предположить, какой будет тактика «оранжевых». Как и в конце 2004 года они попытаются создать в общественном мнении убеждение, что если победят не они, значит, имели место масштабные фальсификации. Ответственные политики не имеют права идти на поводу у авантюристов со стажем. Все должно быть по закону…

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить