Армяно-турецкий прорыв начался с "футбольной дипломатии"

23 апреля главы МИД Армении и Турции при посредничестве Швейцарии договорились о «дорожной карте». Это означает, что две страны взяли курс на нормализацию отношений, несмотря на существующие между ними разногласия по Нагорному Карабаху и признанию геноцида армян 1915 г. С учётом того, что в настоящее время между Арменией и Турцией нет даже дипломатических отношений, прорывом можно считать сам факт проведения переговоров.

"Армения и Турция при посредничестве Швейцарии провели интенсивную работу с целью нормализации двусторонних отношений и развития их в духе добрососедства и взаимного уважения, тем самым укрепляя мир, стабильность и безопасность во всем регионе", - говорится в комментарии МИД Армении, распространённом по окончании переговоров.

В то же время конкретное содержание «дорожной карты» пока не разглашается. И это обстоятельство даёт широкий фон для толкований. Так, армянская оппозиция уже обвиняет руководство страны в предательстве национальных интересов, указывая на то, что Армения согласилась принять все условия Турции. Но так это или нет – покажет время.

Сам факт принятия «дорожной карты», несмотря на отсутствие упоминаний о важнейших проблемах двусторонних отношений, является настоящим прорывом. Дело в том, что между Арменией и Турцией до сих пор нет даже дипломатических отношений. Армяно-турецкая граница полностью закрыта с 1993 года, и решить вопрос о её открытии не удаётся. Стороны заявили, что будут стремиться к этому, но конкретные сроки пока не определены. Правда, спикер парламента Армении Овик Абрамян , находясь в Польше, заявил о том, что такое событие может произойти до конца нынешнего года.

Стоит обратить внимание на то, что на переговорах вообще не поднималась главная тема, осложняющая армяно-турецкие отношения. Речь идёт о Нагорном Карабахе. Дело в том, что до сих пор Турция требовала от Армении отказа от действий, направленных на международное признание независимости Карабаха, а также от какой-либо поддержки карабахских армян в противостоянии с Азербайджаном. Кроме того, Анкара настаивала на возврате под азербайджанский контроль семи районов, которые в ходе карабахского конфликта 1991-1993 гг. были оккупирована армянами. Тем самым удалось добиться того, что у Армении и Карабаха появилась общая граница.

Ещё один спорный вопрос – признание геноцида армян в Османской империи, начавшегося 24 апреля 1915 года. Турция категорически отказывается признать факт уничтожения 1,5 миллиона армян, проживавший в восточных районах Турции, и требует от Армении прекратить попытки признания этого на международном уровне.

В то же время следует обратить внимание на то, что в последнее время отношения Армении и Турции вышли из состояния полного замерзания. Так, 6 сентября 2008 года президент Турции Абдулла Гюль впервые в истории посетил Ереван, куда его пригласил армянский коллега Серж Саркисян. Политики вместе посмотрели футбольный матч отборочного цикла Чемпионата мира 2010 года между командами Армении и Турции. Эту встречу двух президентов в обеих странах назвали «исторической», а в мировой прессе - примером «футбольной дипломатии».

Контакты на этом не прекратились. Так, на прошлой неделе глава МИД Турции Али Бабаджан участвовал в Ереване во встрече глав МИД Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Кроме того, ещё в сентябре 2008 года была достигнута договорённость об ответном визите в Турцию президента Армении Сержа Саркисяна. Так что почва для нынешнего прорыва была подготовлена заранее.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить