«Газовый ОПЕК» заставит Запад смягчить риторику

Конфликт между Москвой и Тегераном позволил бы Вашингтону вытеснить Россию с Каспия. Но заявление секретаря Совбеза РФ о сотрудничестве с Ираном нарушает агрессивные планы Вашингтона и Тель-Авива. Еще одна неприятная новость для Запада – предложение Исламской Республики создать «газовый ОПЕК» совместно с Москвой. Помешать этим намерениям может дестабилизация в регионе, а, значит, возможна вооруженная акция против Ирана.

Россия все больше раздражает Вашингтон своей взвешенной политикой по отношению к иранской ядерной программе. Иран – сосед России, и, следуя формальной логике, формирование на его территории атомной отрасли должно в первую очередь вызывать отторжение у Кремля.

Одна только мысль, что Тегеран получит оружие массового поражения, делала бы Москву инициатором всех репрессивных мер по отношению к Ирану, какие только могут использоваться в международной практике.

Но этого не происходит – к великому сожалению Запада. Россия упорно стремится к стабильности в этом проблемном регионе и к политическому урегулированию ситуации, какой бы сложной и острой она не была.

На фоне усиления военной группировки США в Персидском заливе и предупреждения Израиля о готовности нанести удары по ядерным объектам Ирана, заявление секретаря Совбеза России Игоря Иванова в Тегеране о том, что «никакого военного, силового решения иранской ядерной проблемы нет» усложнит реализацию политико-информационного обеспечения армейских операций Вашингтона и Тель-Авива, испортив начатую ими игру.

Россия обладает огромным историческим опытом отношений с Ираном. Наши связи имели разную степень интенсивности, но никогда не оборачивались военным противостоянием. Ни при шахе, ни после Исламской революции, ни сейчас.

Особенно сегодня, когда Иран попал в список стран-изгоев, стал частью «оси зла», объектом для атаки и головной болью Совбеза ООН, испортить отношения с Россией – означает замкнуть кольцо блокады в прямом и переносном смысле (какой бы бомбой не обладал Тегеран).

Россия тоже понимает, что ввяжись она в американский абсурд, ее тут же спровоцировали бы пусть не на военный, но уж точно на политический или дипломатический конфликт, а США в роли «третьего радующегося» стали бы крушить один экономический проект за другим.

АЭС в Бушере осталось бы для России мечтой, станцию бы достраивали, возможно, немцы. Европа навязала бы Ирану свой проект ядерной программы, а без поддержки России Тегеран пошел бы на уступки.

Но главное, США решили бы стратегическую задачу – установление контроля над энергетическим каспийско-персидским эллипсом, постепенно вытесняя Россию с Каспия путем дестабилизации обстановки на Северном Кавказе – в первую очередь, в Дагестане – и формировании антироссийской политики в Азербайджане.

Поэтому визит Игоря Иванова в Тегеран и озвученная им позиция российского руководства по ключевым проблемам вызовет всплеск критики со стороны Запада. Прежде всего, это стремление РФ к всестороннему сотрудничеству с Ираном, к расширению военно-технической деятельности, а также российская позиция по Ираку. Последняя будет воспринята очень болезненно.

Игорь Иванов именно в Тегеране назвал все своими именами. Россия выступает за определение конкретных сроков вывода оккупационных войск из Ирака и передачу власти «законным представителям иракского народа с помощью международного сообщества».

От такого в Вашингтоне у администрации Буша сведет скулы. Говоря простыми словами, коалиция в Ираке – не освободители, а оккупанты, и пора бы им убраться из страны. Те, кто руководит страной сейчас, сидя на американских штыках, – марионетки и после ухода коалиции будут смещены иракским народом, а порядок предполагается установить с помощью мирового сообщества, в котором агрессорам места явно не найдется.

Но, похоже, для Запада проблема ядерного Ирана скоро уйдет на второй план. Военный характер атомного проекта требует доказательств. Уверения США в том, что это неоспоримый факт, уже начинают надоедать. Европа сомневается, что иранские ракеты полетят в ее сторону – в этом нет ни повода, ни интереса.

Конечно, Израиль может устроить провокацию, но в этом будут замешаны США и ни в коем случае европейцы. Более того, в отношении Ирана есть сомнения у главного мирового ядерного арбитра – МАГАТЭ, которое устами своего генерального директора Мухаммада аль-Барадеи призвало Иран и Совбез ООН одновременно приостановить обогащение урана и заморозить санкции.

А вот предложение духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи создать «газовую» организацию наподобие ОПЕК, куда войдут Россия, Иран и ряд государств, богатых газом означает появление глобального монополиста. Для Европы и США новость крайне неприятная.

В случае реализации проекта, энергозависимые страны столкнутся с организованной эффективной силой, способной определять мировые цены на газ и регулировать его потоки по всей планете. Объединение двух стран, обладающих половиной мировых запасов природного газа, в корне поменяет энергетическую ситуацию.

Этот союз откроет для России двери на юго-восток, а Ирану дорогу на Запад, что при нынешней ситуации вокруг обеих стран даст веские переговорные аргументы и заставит западные сообщества смягчить риторику и научиться искать компромиссные решения.

Предложения Ирана – сильный политический ход, который готовился тщательно и долго. Еще в июне 2006 года президент Ирана предложил Москве создать газовый картель. Владимир Путин поддержал эту инициативу. Вероятно, проработка деталей велась полгода и, когда позиция окончательно сформировалась, ее озвучил духовный лидером Ирана.

Каково может быть дальнейшее развитие событий? Возможно, начнется борьба на опережение. Помешать созданию «газового ОПЕКА» может только дестабилизация обстановки в Иране.

Значит, не исключена вооруженная акция. Повод почти найден: «Пхеньян помогает готовить ядерные испытания Ирану» .

Вполне возможно, что желание Израиля уничтожить объекты на иракской территории теперь с пониманием будет воспринято в Белом Доме. Уж лучше пожертвовать Израилем, организовать хаос, чем получить глобального энергетического противника. Возможно финансово-экономическое давление на Россию вплоть до отказа от строительства газопровода в Германию.

Сейчас инициатива в руках России и Ирана. Если совместные проекты будут реализованы, отношения в регионе приобретут спокойный и мирный характер, а любые попытки взорвать мир Востока повлечет за собой понижение давления в газовых трубах.

Формула «политика – концентрированное вторжение экономики» в наши дни стала более актуальной, чем сто лет назад.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить