СНГ пускает пыль в глаза

СНГ - упразднить нельзя оставить

Вопрос о целесообразности существования СНГ снова оказался на повестке дня. Эксперты вполне правомерно задаются вопросом: а зачем нам всем такое полуживое образование, как Содружество. Тем более, что уже многие участники СНГ взяли себе в моду просто игнорировать какие-то инициативы организации. Не обходится в Содружестве и без десятиэтажных интриг.

СНГ было основано 21 декабря 1991 года представителями 11 стран: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, с последующим присоединением Грузии. С тех пор интеграция явно не заладилась, преобладали центробежные настроения. И не только из-за опасения возрождения монополии Москвы, но и по причине различных целей присутствия и проблем в отношениях друг с другом.

В октябре 2010 года Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, входящие в Таможенный союз, подписали договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, усиливая интеграцию. Напротив, Грузия в 2009 году вышла из состава СНГ, а Украина и Туркменистан так и не стали членами Содружества, ограничившись статусом страны организатора и участника. А Азербайджан и Молдавия, хотя и являются членами СНГ, не признают его субъектом международного права.

Тем не менее, на саммите в Минске 25 октября показалось, что интерес к организации снова усиливается. На встрече под председательством Белоруссии присутствовали все высшие руководители государств, за исключением лидеров Киргизии и Туркменистана. Собравшиеся постановили, что "Содружество Независимых Государств необходимо сохранять и развивать, как важную площадку для межгосударственного диалога по широкому кругу вопросов". Рассмотрено 17 проектов документов, регламентирующих сотрудничество в различных сферах. Среди них наибольшее внимание вызвал документ озаглавленный: "Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции". О какой коррупции идет речь? И кто с ней будет бороться?

Читайте также: Таможенный союз набирает мощь

"Правда .Ру" обратилась к экспертам с вопросами о будущем СНГ, а именно: как они оценивают возможные векторы развития СНГ, какую роль играет РФ в этом объединении, почему на саммите не присутствуют постоянно те или иные руководители и каким образом Украина с нового года будет председательствовать в СНГ, не являясь его членом?

Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин по статусу обязан был отразить позитивные моменты. "Надо развивать СНГ, но как территориальное объединение государств, а интеграционные и военно-политические инициативы — они развиваются в рамках других проектов. То есть, СНГ — это как бы зонтичная структура, под которой развиваются более тесные объединения", — пояснил эксперт. Жарихин не видит ничего страшного в том, что некоторые лидеры стран отказываются от участия в саммитах. Президент Туркменистана по традиции пропускает эти саммиты, пояснил Жарихин, поскольку страна живет достаточно изолированно.

Что касается Киргизии, то там специально был занижен уровень присутствия. Киргизия недовольна позицией Белоруссии, которая отказывается депортировать бывшего президента Киргизии Бакиева, которому предъявлено уголовное обвинение. Какая польза для России? "Эта структура (СНГ), которая объединяет государства, которые являются ее ближайшими соседями. Это обмен информацией, при котором формируются более тесные объединения, такие как ЕврАзЭс, ОДКБ", — сказал Жарихин.

Читайте также: Саммит СНГ решает вопросы в кулуарах

Проект СНГ — это, скорее всего, имиджевый проект, сказал "Правде.Ру" Сергей Пухов, старший научный сотрудник Института "Центр развития" НИУ Высшей школы экономики, которая традиционно (как западная школа) является скептиком СНГ. Пухов полагает, что основная цель СНГ — это рациональное использование ресурсов, которые остались после развала Советского Союза. То есть, "попытка как-то совместить промышленные комплексы, использование которых еще не потеряло своей актуальности".

"Но эта интеграция, она в значительной степени базируется на сырьевых ресурсах России и Казахстана. Для России — это имиджевый проект", — уточнил Пухов. По его мнению, остальные участники должны взвешенно подходить к своему участию и развивать конкурентоспособные отрасли. "Приезжают первые лица государств или не приезжают, в этом смысле не играет ключевой роли, — сказал эксперт. — Потенциал и перспективы у СНГ есть, но это пример того, как трудно их реализовать, поскольку чем дальше, тем больше разобщенности, а не интеграции".

"На примере СНГ проявляется политика той многовекторности, а, по сути, безвекторности, которой следует Украина все эти годы", — сказал "Правде. Ру" Алексей Наталенко, член национального совета Союза граждан Украины. В СНГ сегодня "есть точка притяжения, есть точка сборки", и это Россия, которая в последние годы намного усилила свои позиции. Сейчас главная задача — это формирование потенциала для евразийской кооперации, но без реального сотрудничества, в том числе в области военно-технического сотрудничества, этого сделать не получится", — считает Наталенко.

И на этом фоне политика Украины начинает пробуксовывать. Подписывая договор о восточном партнерстве, Украина выхолащивает идею СНГ и ЕврАзЭс. На словах Украина — в СНГ, а законодательно в другом правовом поле — Евросоюзе. Для Украины председательство в СНГ и ее придуманный статус наблюдателя — это возможность создать видимость кооперации на постсоветском пространстве, которая необходима для так называемого "восточного вектора". Это актуально в год предстоящих президентских выборов. А о конкретных мерах, типа устранения пограничного контроля, говорить не приходится, сказал Наталенко.

Читайте также: Таможенный союз: "Индия неплохо заменит Украину"

Итак, эксперты сходятся во мнении, что СНГ является неким клубом высших руководителей государств для формирования более тесных блоков с моментами политической игры и очень малым вектором экономического сотрудничества. И все три эксперта с недоумением отозвались о документе, призванным бороться с коррупцией. "Межгосударственное соглашение о коррупции принимается людьми, которые сами же возглавляют эту коррупцию, особенно там, где есть диктаторские режимы. Результат борьбы пчел против меда не вызывают у меня оптимизма", — сказал Наталенко.

"Это больше красивый жест, чем реальная возможность противодействия коррупции. По Бакиеву выдвинуты обвинения и по коррупционным основаниям, а Беларусь опять же дала ему гражданство", — сказал Жарихин.

"Борьба с коррупцией — это даже не имиджевый ход, а следование тенденции, так сказать, требование современности. Это один из векторов развития мира, и СНГ движется в этом направлении, но что конкретно имеется в виду, я затрудняюсь сказать", — заявил Пухов.

Вывод из всего этого напрашивается следующий: поменьше бы таких никчемных заявлений, тогда бы, глядишь, обыватель и поверил бы в серьезность ваших намерений, господа президенты Содружества Независимых Государств.

Читайте все публикации по этой теме

Читайте самое интересное в рубрике"Мир"

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить