Главком был пьян. Пилот ему поддался

В Москве обнародованы выводы о причинах катастрофы самолёта Ту-154 под Смоленском, в которой погиб президент Польши Лех Качиньский и ещё 95 человек. По словам российских экспертов, ситуация выглядит однозначно — главными виновниками трагедии стали сами поляки. Содержание документа — настоящий удар по Польше.

Текст доклада был подготовлен Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) ещё накануне и отправлен польской стороне. Примечательно, что на официальное обнародование документа никого из высокопоставленных польских лиц в Москве не было. На пресс-конференции главы МАК присутствовали только представители посольства Польши в России. И то, что им пришлось услышать, вряд ли было им приятно.

По словам председателя МАК Татьяны Анодиной, непосредственной причиной катастрофы стали не действия российский диспетчеров, как это много раз пыталась доказать польская сторона, а решение президентского экипажа не уходить на запасной аэродром. Получается, что разговоры ряда польских политиков о том, что президента Качиньского угробила "проклятая Россия", является не более чем плодом больного воображения.

"В ходе полета экипаж самолета Ту-154 неоднократно получал информацию о несоответствии метеоусловий на аэродроме назначения, установленный минимум от органов управления воздушным движением Белоруссии и аэродрома "Смоленск Северный", а также экипажа польского самолета Як-40, который ранее произвел посадку на аэродроме "Смоленск". Несмотря на это, экипаж самолета Ту-154 решения об уходе на запасной аэродром не принял. Данный факт можно считать началом возникновения особой ситуации в полете", — сказала Анодина.

Читайте: Россия и Польша: тяжёлый выход их тупика

"Экипаж запросил так называемый пробный заход при фактических метеоусловиях, (которые были) значительно хуже установленных минимумов для производства посадки как для экипажа, так и для аэродрома, так и для самолета", — отметила Анодина. По её словам, поскольку метеоусловия были ниже установленных, пилотам было дано указание уходить на второй круг. Они его подтвердили. Но затем экипаж принял решение идти на посадку снова. Оно оказалось роковым.

Следующий вывод также едва ли понравится Польше. Свою роль в трагедии сыграли системные просчёты в подготовке экипажа и организации лётной работы. Однако куда большую роль в том, что экипаж принял роковое решение, сыграло присутствие в кабине пилота постороннего лица — главкома ВВС Польши Анджея Бласика. О том, что он оказывал давление на экипаж, в некоторых польских СМИ говорили ещё минувшей весной. И это предположение подтвердилось.

Фото: AP

"По заключению летных экспертов и авиационных психологов, в том числе польских, присутствие главнокомандующего ВВС Польши в пилотской кабине вплоть до столкновения самолета с землей оказало психологическое давление на принятие решения командиром о продолжении снижения в условиях неоправданного риска с имеющейся доминантной целью выполнения посадки во что бы то ни стало", — подчеркнула Анодина.

Кроме того, выяснилась ещё одна подробность, которая и вовсе характеризует покойного пана Бласика в самом невыгодном свете. "По результатам судебно-медицинской экспертизы в крови главнокомандующего ВВС обнаружен этиловый алкоголь концентрации 0,6 промилле", — сказала Анодина. Выходит, что на экипаж давил изрядно выпивший высокопоставленный военный, который мог выполнять указания ещё более высокопоставленного пассажира.

В этой связи вспоминаются сделанные минувшим летом скандальные заявления депутата Сейма Яна Паликота. По его версии, перед тем, как подняться на борт, президент Качиньский принял на грудь изрядную долю спиртного. В отчёте МАК о состоянии лидера Польши не говорилось ни слова. Но поле для домыслов открывается широкое. Вряд ли пан Бласик был единственным пассажиром, выпившим крепких напитков.

Основная часть документа МАК была передана Польше ещё до Нового года, и тогда польский премьер Дональд Туск дал понять, что его выводы российских экспертов не устроили. Подробности он не пояснил, но теперь очевидно, что же не понравилось полякам. Обстановка набортупрезидентского борта была далеко не идеальной. И никаким заговором против Качиньского даже близко не пахло.

Однако то обстоятельство, что погибшие летели почтить память расстрелянных под Катынью польских офицеров, выглядит уж слишком символично. Настроенная радикально русофобски часть общественности Польши наверняка будет твердить, что в отчёте МАК нет ни грамма правды, что власти России решили избавиться от своего врага и польского патриота, что они решили замести следы или заговора против Качиньского, или (в лучшем случае) ошибки своих диспетчеров.

С учётом того, что осенью этого года Польшу ожидают выборы в Сейм, спекуляций на теме выводов МАК и новых антироссийских высказываний наверняка будет множество. Как повлияют обнародование причин катастрофы на российско-польские отношения? Об этом в интервью "Правде.Ру" рассуждает эксперты Григорий Амнуэль и Богдан Безпалько.

"Это вообще-то уголовная традиция — списывать произошедшее на того, кого уже нет в живых, — считает исполнительный директор Международного клуба "Открытый диалог" Григорий Амнуэль. — Подобные суждения популярны среди определенной части российского общества. Кое-кто у нас традиционнопытается найти "стрелочника". 

Фото: AP

Что касается самой Польши, то общественное мнение в стране раскололось. Часть поляков считает, что произошедшая под Смоленском катастрофа — трагическая случайность. Другая часть с этим решительно не согласна. Она указывает на то, что при расследовании обстоятельств случившегося нарушено множество польских и международных законов. Во-первых, согласно международному законодательству об авиационных катастрофах, расследование обстоятельств произошедшего ведет та сторона, на территории которой имело место крушение. Однако это касается исключительно простых гражданских самолетов. "Борт №1" таковым не являлся, поскольку при крушении погибли десятки представителей руководства Польши, включая президента, высших военных и т.д.

Поэтому, исходя из этого положения международного законодательства, расследование должна была вести не Россия, а Польша.

Во-вторых, опять-таки исходя из действующих международных законов, Россия должна была передать все вещественные доказательства по этой трагедии, включая обломки лайнера, Польше. Этого до сих пор сделано не было.

И в-третьих, отчет об обстоятельствах гибели "Борта №1" был передан польской стороне лишь 20 октября. То есть спустя более полугода. Это также нарушает все мыслимые регламенты, необходимые для подробного расследования. Следовательно, выводам МАК доверять нельзя.

Предположу, что обсуждать произошедшее под Смоленском 10 апреля 2010 года не перестанут еще очень долго".

"Какими бы ни были выводы экспертов относительно катастрофы, она навсегда останется в памяти русского и польского народов, и она всегда будет основой для рождения мифов, направленных против России, — сказал эксперт по Польше исторического факультета МГУ Богдан Безпалько. - Даже если бы было, к примеру, доказано, что подвыпивший главком бил летчиков, принуждая к посадке под Смоленском, это ничего бы ровным счетом не изменило.

Всё равно гибель борта №1 в Польше будет всегда считаться заговором против польской политической элиты. И подобную ситуацию может исправить только время. Как показывает та же история с Катынским делом, должно пройти не одно десятилетие, чтобы страсти хоть немного улеглись.

Но даже при самом лучшем раскладе настроения значительной части польского общества не изменить. Даже если бы у власти в Польше оказались здравомыслящие политики, которые понимают, что Россия ближе, чем США, всё равно многие поляки будут косо смотреть на нашу страну.

И дело даже не в том, что здравомыслящие политики там явно в меньшинстве. Просто антироссийские мифы очень сильно вбиты в головы многих представителей польского общества, которые всегда будут считать Польшу "пограничником", оберегающим Европу от агрессивной России".

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *