Объявление о найме на работу: остро нуждаемся в стукачах

В 1930-е годы Россия переживала эпоху тотальной слежки. Тогда стукачество было по-настоящему народным. Стучали на всех: соседей, членов семьи, коллег. И самое главное, стукачество доходило до властей и человека, на которого указали, как на неблагонадежного, вызывали для беседы. Сегодня государство уже не испытывает такого интереса к простому гражданину, но стукачество никуда не ушло. Может быть, только это явление поменяло свой масштаб и стало технически оснащенным. Мы вступаем в новую эру слежки?

Согласно исследованию, проведенному международной компанией Grant Thornton, 22% российских компаний стремятся создать условия для работы потенциальных осведомителей. Всего в исследовании приняли участие 250 компаний, примечательно то, что доносчиков чаще всего поощряют в регионах. Эксперты были несколько удивленные результатами опроса, получается, что в каждой пятой компании в России поощряется стукачество.

Читайте: Стране нужны «стукачи»

Принятый 16 января 2008 года приказ № 9 «Об утверждении требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий» получил невероятный резонанс. Мининформсвязи РФ впервые официально обязало все телекоммуникационные компании, а также интернет-провайдеров, предоставить возможность ФСБ проводить неограниченное и неконтролируемое прослушивание телефонов и снятие информации. При этом Конституция России допускает это только на основании судебного решения. Ляпнули вы по телефону, что под кроватью у вас килограмм кокаина, через пять минут в ваши двери уже ломится наряд милиции. Приказ № 9 призван был контролировать 16 видов услуг связи, среди которых телефонный вызов, электронное письмо, SMS, MMS, голосовая почта. Органам может все пригодится: распечатки бесед, история его звонков, его платежи.

Но прослушивание телефонных разговоров началось еще раньше – с 1996 года. В России заработала система СОРМ-1, которая вызвала немало панических восклицаний.

В 1998−м была начата разработка СОРМ-2 — системы протоколирования обращений к Интернету, и уже в 2000-м году она уже умела читать любые потоки цифровой информации и искать в ней подозрительные слова, например «президент», «взрыв», «теракт».

Читайте: КГБ при Андропове: Антисоветчиков не было - были люди в "пограничном состоянии"

В июне прошлого года обсуждалось дело милиционеров, которые незаконно прослушивали телефонные разговоры, а потом продавали расшифровки. Самое показательное в этой истории было то, что есть люди, которые за определенную плату могут накопать информацию на нужного человека и даже выслать распечатку его телефонных разговоров.

Читайте: Министр иностранных дел Финляндии уволен за sms-перписку со стриптизершей

О цензуре сетевых дневников уже не раз рассуждали. Случайно брошенное слово становилось предметом обсуждений.

Читайте: Дружбе с Россией мешают зомби и тайная слежка

Чувство, что в компании есть «засланный казачок» не покидает людей. Многие, особенно люди старшего поколения, воспитывались и росли с убеждением, что среди знакомых и коллег обязательно есть стукач.Если раньше боялись только людей, то теперь еще боятся и техники: прослушивания телефонов, прослушки в квартире, видеонаблюдения и фотослежения.

А для того, чтобы люди не расслаблялись, прикрываясь свободой слова, создавались информационные поводы. Вот судят человека за неосторожную фразу в блоге. Вот на всеобщее обозрение вываливают компромат на известную персону, а информацию собрали с помощью корпоративной почты или sms-сообщений.

Да что там далеко ходить. Чтобы нарыть информацию о человека самостоятельно, совсем не надо быть сотрудником ФСБ. В бесплатных файлообменниках находим базы данных по кредитам, зарплатам, налогам, по адресам и телефонам. Да мы и сами с удовольствием вещаем о своих успехах в Интернете: пишем посты в блогах, рассказываем о своей жизни на «одноклассниках.ру».

Существует ревность и недоверие в семье, когда жена проверяет мужа и заказывает распечатки его телефонных разговоров и видеослежение. Тоже самое на работе: начальнику заказывает проверку сотрудников. Ему надо знать, есть в его компании мошенники, откуда идет утечка информации, да и просто – есть ли люди, которые компрометируют компанию и саботируют работу.

Получается, что новые технологии делают нашу жизнь более уязвимой. Кроме правоохранителей простым человеком могут заинтересоваться сотрудники службы безопасности, работодатели, журналисты, мошенники, коллеги по работе и всевозможные бывшие (друзья, любовницы, супруги и др.). Мошенники интересуются чаще. История о звонке сына, попавшего в аварию (или в милицию) и который звонит маме с просьбой передать денег – стала легендой. Голос сына похож на настоящий (да и кто там разберет по мобильному телефону?), он знает, как зовут маму и что у нее есть определенная сумма денег. О телефонных мошенниках "Правда.Ру" уже писала.

Скорее всего, стукачество – это элемент психологической атаки, которая призвана показать, что у главенствующего человека (будь то хозяин семьи или генеральный директор фирмы) есть средства, чтобы сладить с непокорными.

Автор Надежда Карнишина
Надежда Карнишина — журналист, психолог, бывший корреспондент Правды.Ру
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить