Терпение и праздники

Киевский князь Владимир после того, как крестил Русь, приказал отмечать христианские праздники в те же дни, на которые приходились языческие. Рождество стало совпадать с днем зимнего солнцестояния, Пасха – с праздником солнца. Отбирать праздник у народа трудно, да и бессмысленно. Гораздо разумнее наполнить его новым содержанием. 

В современной России назначенный на 7 ноября День согласия и примирения не мог стать днем согласия и примирения в буквальном смысле – главным образом, из-за своей исторической подоплеки. Символ коммунистической революции не годился на роль символа демократического государства. Поэтому вполне закономерно, что российские власти все эти годы отторгали 7 ноября и в конечном итоге нашли ему замену.

Новое идейное содержание для привычного праздничного дня в начале ноября было выбрано верно – народное единение. Взятие Китай-города войсками Минина и Пожарского, ставшее началом изгнания захватчиков из Москвы, четко выражает единство всех национальностей (славян, татар, мордвы и др.), всех сословий (крестьян, торговцев, мещан), города с деревней. Праздник 4 ноября как День народного единства, безусловно, очень полезен для нашего общества. Нельзя не согласиться с тем важным посланием, которое было в него заложено: призыв к единению, к преодолению разногласий, к прекращению разделения на «красных» и «белых», «своих» и «чужих». 

Однако нужно признать, что при всех достоинствах освобождение Москвы в 1612 году как повод для праздника – событие неоднозначное. С одной стороны, его можно трактовать как восстановление российской государственности, с другой, – как изгнание польско-литовских инородцев. Как видно, некоторые группы населения восприняли его именно во второй трактовке. Они понимают «народное единство» однозначно — как русское национальное единство. 

Эти радикальные элементы общества бьют по самой болезненной точке, по месту излома. Их националистические проявления разрушают основу существования России, тот фундамент, на котором она покоится. Основополагающее определение России – многонациональная страна. Она уникальна тем, что исторически здесь планомерно выстраивались принципы совместного существования различных этносов, культур, конфессий. В своих нынешних границах Россия может сохраниться именно как многонациональное государство. В этом смысле национализм – это, прежде всего, антироссийская политика. В перспективе праворадикальные проявления, в том числе марши под националистическими лозунгами, могут иметь много негативных последствий.

Не стоит оценивать праворадикальное движение лишь по составу участников «Русского марша», проходящих по улицам под лозунгами «Россия — для русских!» и вскидывающих руки в нацистском приветствии. Национализм базируется не только на озлобленной маргинальной молодежи. Приходится отмечать, что подобные шествия выражают настроения части общества, судя по опросам – немалой. Давно известно, что люди крайне неодобрительно воспринимают непохожесть на себя. Особенно если при этом испытывают социальные трудности. Ксенофобия свойственна людям от рождения. Поэтому первоочередным условием для снижения уровня ксенофобии остается все же достижение некоторого благополучия общества, к которому мы постепенно движемся. 

Но и тут нельзя обманывать себя. Достижение определенного уровня экономического благополучия и социальной защищенности автоматически не приведет к улучшению ситуации в сфере межнациональных отношений. Благоприятная экономическая обстановка может только способствовать этому. Неприятие «чужого» свойственно всем людям. Опросы жителей Западной Европы показывают, что до 60% жителей отдельных стран негативно относятся к мигрантам. 

Для того чтобы перейти от постоянной констатации проблемы к её решению, необходимо прежде всего понять природу явления и диалектику его возможного развития. И то и другое не утешительно. Неприятие «другого» абсолютно естественно для любой культуры, а крайние формы неприятия перерастают в конфликты, в конечном итоге угрожающие стабильности и безопасности всего общества. 

Разумные ограничения, накладываемые на человеческую природу воспитанием, системой права, культурой позволяют обществу развиваться, преодолевать вызовы, до поры до времени держать зарытым топор войны. 

Подземные толчки распада западной колониальной системы и системы «внутренних колоний» бывшего СССР привели к цунами глобальных миграций, захлестнувших бывшие метрополии.  Теперь общество должно сформулировать ответ на зреющий в нем конфликт. Нужно ли говорить, что радикальное силовое решение вопроса межкультурных различий не может быть решено только правом, поскольку проблема выходит за рамки правового поля, находится в сфере межличностных взаимоотношений, образования, воспитания, культуры… 

Базовым элементом системы мер, направленных на построение поликультурного общества без  экстремизма в межнациональной и межконфессиональной сферах должно стать воспитание в духе толерантности, подкрепленное широкой пропагандой идей терпимости. Если главным для воспитания в социальной системе будет образование, то для «рекламы» идей толерантности, направленной на взрослых, основными каналами коммуникации должны стать культура, искусство, СМИ, интернет. 

Воспитывая толерантность, важно помнить, что общество не должно терпимо относиться к проявлениям ненависти. У всего есть разумные границы. В обществе границы толерантности должен чертить мел закона. Без работающей системы нормативно-правовых актов, скрепляющих общество и не позволяющих ему скатиться в правовой хаос, любая работа гражданского общества по пропаганде идей толерантности будет бессмысленна.

И последнее. Тезис о том, что неприятие «чужого» характерно в той или иной степени для любой культуры, говорит нам об универсальности проблемы для любого общества. Конечно, в каждой стране, обществе могут быть свои особенности, но в корни конфликта всегда ведут к природе человека. Растущая взаимосвязь стран, интеграция культур приводит нас к пониманию того, что только совместные действия могут принести результат.

В сентябре этого года  было объявлено о создании новой европейской неправительственной организации - Европейского Совета по Толерантности и Взаимоуважению. В состав совета входят политики из 15 стран.  Среди них: бывший президент Словении Милан Кучан, бывший президент Албании Альфред Моисиу, бывший премьер-министр Швеции Горан Персон, экс-премьер-министр Испании Хосе Мария Аснар, бывший президент Чехии Вацлав Гавел. Россию представляет глава Российского еврейского конгресса Вячеслав Кантор. Возглавил совет бывший президент Польши Александр Квасьневский. Опытные политики и общественные деятели, вошедшие в совет, смогут привлечь внимание европейской общественности к проблемам экстремизма, преступлений на почве религии.

Первой масштабной инициативой с участием Совета станет серия мероприятий, приуроченных к 70-й годовщине еврейских погромов «Хрустальной ночи», трагические события которой положили  начало Холокосту – самому страшному преступлению против толерантности в истории человечества. Мемориальные мероприятия, заседания и официальные встречи пройдут в разных странах в первой декаде ноября и будут объединены общим названием «День Толерантности в Европе». Так, в Калининграде и Праге пройдут вечера памяти, в Брюсселе депутаты Европарламента обсудят перспективы общеевропейского законодательства по толерантности, а общественно-политическому деятелю, отличившемуся в деле пропаганды идей терпимости, вручат медаль толерантности.

Осязаемым начинанием Европейского Совета по Толерантности и Взаимоуважению станет разработка рамочной конвенции толерантности и модели национального законодательства, а также «Белая книга толерантности» - периодический альманах, в котором будут представлены положительные примеры толерантности из жизни разных стран Европы. По словам авторов проекта, идеи, примеры и оценки, которые войдут в сборник, не будут претендовать на то, чтобы быть всеобщими. Толерантность – понятие многогранное и многоплановое. Поэтому в «Белой книге» будут приводиться примеры наибольшего прогресса во всех сферах Толерантности – вопросах образования и просвещения, соблюдения прав человека, в области культуры и спорта. 

P.S.

В 1996 году ООН провозгласила 16 ноября Международным днем, посвященным терпимости. Сделано это было, видимо, с расчетом на то, что когда-нибудь этот день будет наполнен подобающим содержанием и станет праздничным.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить