История порномагната Ларри Флинта, противопоставившего себя обществу, повторяется. Крайнее возмущение блоггеров вызвала реклама дорогостоящих пищевых добавок, которые под видом чудодейственного лекарства впаривали пенсионерам. Но еще больше сетевую общественность разозлила позиция сотрудников радиостанции "Эхо Москвы". Они, отвечая на вопросы об этичности такой рекламы, заговорили о свободе слова в России и руке Кремля, направляющей гнев сетевой общественности.
Скандал разразился ровно неделю назад с записи в одном из интернет-дневников . Пользователь "Живого журнала" рассказал о странном звонке матери, которая со слезами попросила у него 15 тысяч рублей на жизненно необходимое лекарство "Гравикол". Его рекламировали по радио и объявили, что именно сегодня на чудо-средство ото всех болезней и именно для пенсионеров действуют чудесные скидки – вместо положенных 38 тысяч рублей они могут приобрести препарат всего за 22 тысячи.
Семь тысяч старики собрали (недавно получили пенсию), за недостающими 15 тысячами обратились к сыну. Они уже позвонили в компанию и вечером за деньгами должен был приехать курьер.
Достаточно банальная рекламная "разводка" окончилась плохо как для компании, так и для радиостанции, которая крутила ролик. Очень скоро сетевая общественность выяснила, что чудодейственное лекарство, которое старики могут приобрести "всего" по 22 тысячи за флакон – обыкновенная пищевая добавка. Забегая вперед, блоггеры выяснили также, что пищевые добавки в России могут продаваться только в магазинах, продажа этих "чудо-таблеток", которые, дай бог, просто безвредны, не предусмотрена через курьерскую службу.
На фоне развернувшегося флешмоба, который поставил себе целью заблокировать работу "лекарственного" колл-центра непрерывным потоком звонков, некоторые участники акции заинтересовались и самим рекламным роликом.
"Я увидел ссылку на собственно саму рекламу "гравикола" и прослушал ее", - пишет блоггер Анатолий Воробей ака ‘ avva ’. - И схватился за голову от услышанного. Оказалось, что это не краткое рекламное объявление, как я полагал, а длящееся 13 минут подробное мозгопромывание, под видом интервью с "специалистом" врачебного центра; и все это оформлено под передачу самой станции".
"Еще раз повторю: радиостанция "Эхо Москвы" транслирует ежедневную передачу "о здоровье", посвященную скрытой рекламе всякого рода мошеннических препаратов и аппаратов...", - продолжает он.
"Если бы хотя бы эта мерзость была четко заявлена как коммерческая реклама, можно было бы хоть как-то, хоть на каких-то основаниях защищать "Эхо Москвы". Но учитывая тот формат, в котором это подается, по-моему неизбежен вывод: "Эхо Москвы" сотрудничает с мошенниками и само занимается мошенничеством", - резюмирует ‘avva’ в своем livejournal-дневнике.
Очень показательная в отношении аудитории "Эха Москвы" история. В эфире радиостанции действительно очень много нацеленной на людей пожилого возраста рекламы медицинских и околомедицинских препаратов "от суставов", "от простатита" и так далее.
Обвинения не остались без ответа. В наезде на "любимую радиостанцию" немедленно разглядели вовсе не заботу о пенсионерах, а "руку Кремля", направляющую гнев сетевой общественности. Правда, и более разумные комментарии в блогах сотрудников радиостанции не оставили блогосферу равнодушной.
"Последний оплот свободы слова в радиоэфире", рупор демократии и гласности "Эхо Москвы" избрало странную тактику поведения – в ответ на этические обвинения в навязывании и без того бедным старикам непонятных лекарств по безумным ценам, станция решила "закрыть тему", заявив, что "все законно". Мол, Закон о рекламе соблюдается, а дальше – хоть трава не расти.
"Я не совсем понимаю, что значит эти обвинениявИнтернете. Если у препарата есть разрешительные документы, то мы не имеем права, по закону, отказать рекламодателю в размещении его рекламы", - появился на сайте "Эха Москвы" ответ главного редактора Алексея Венедиктова. Впоследствии эти слова с ресурса таинственным образом пропали.
"Это, по-моему, ложь. Нет у СМИ обязанности принимать любую рекламу от любого рекламодателя, и мне неизвестны законы РФ, которые бы к этому обязывали", - пишет в этой связи ЖЖ-пользователь ‘avva’. Действительно , в России, как и в других странах мира, декларируется свобода сделок – в том числе и на размещение рекламы. Никто не может заставить радиостанцию вопреки ее воле подписать коммерческий контракт.
В свою очередь ведущий "Эха Москвы" Александр Плющев в своем блоге дал прагматичный ответ на вопрос одного из пользователей: "Саша, а ты как считаешь, реклама на приличном канале неприличных вещей - приличное дело? Репутация порядочного человека (канала) она ж дороже денег? Или нет?"
"Мне кажется, реклама и мораль несовместимы в принципе. Не видел ни одного высокоморального человека, занимающегося рекламой - неважно чего. Так что, остается смотреть только на закон, - написал Плющев в ответ. - А вообще вот эти все рассуждения о морали меня очень забавляют, особенно от, как Вы выразились, леммингов. Заботиться об абстрактных обманутых пенсионерах, не поднимая ж..ы от стула - это, конечно, очень круто и милосердно".
Наконец, обозначил свою позицию вернувшийся из Франкфурта и заставший финал истории с "Гравиколом" журналист Сергей Пархоменко. "Обнаружил у себя в журнале хвосты от дурацкого гравиколического флешмоба. Вроде, и реагировать тут не на что. Ну, скучают люди, оттого и дурят", - написал он в своем дневнике .
Впрочем, здесь же, в своем блоге, он опубликовал ответ на письмо "одного старого знакомого" "вот тут все-таки по праву старого знакомства тоже Вам напишу про Гравикол…"
"Если я правильно понимаю, рекламные доходы - единственный аргумент руководства радиостанции в постоянно развивающемся и всегда очень непростом диалоге с владельцами "Эха Москвы". Кто эти владельцы - вы знаете…", - пишет Пархоменко.
"А пока, - продолжает он, - выбирайте сами: нужно вам радио, хоть в какой-то мере умудряющееся отстаивать свою независимость и свое право не быть ежеминутно управляемым "в режиме реального времени", - принимайте посильное участие в этой его самообороне. Каким образом? А очень простым: не оставляйте без присмотра своих престарелых родственников. Не давайте им делать глупостей, объясняйте им то, что вам самим отлично известно, - что средство массовой информации не несет ответственности за содержание рекламных сообщений (если соблюдает формальные требования закона), а среди рекламодателей всегда появляются люди и безответственные, и просто бесчестные".
"И помните, - предостерегает Пархоменко, - что эта разъяснительная работа - не только ваш сыновний (внучерний, племянничий и т.п.) долг перед родными стариками, но и общественно-полезная деятельность, направленная на защиту свободы слова и независимости прессы".
В советское время особый восторг у диссидентствующей публики вызывали речи комсомольских активистов и партийных работников, способных увязать рост цен на водку с обстановкой в Гондурасе в одной речи - и не поперхнуться. Крылатая фраза "И животноводство!", которой герой Стругацких переводил мысль оратора на другие рельсы, до сих пор актуальна, только произносить ее надо "И свобода слова!!!"
В общем, господа, заботьтесь о стариках. Это не только ваш сыновний долг, но и три- четыре рекламных контракта "Эха Москвы". Напрямую влияющих на свободу слова в России.
Помните, спасение демократии в ваших руках. И хватит уже об этике, родина в опасности. А значит – все средства хороши. Правда?
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.