Нет мотивации к учёбе: что делать

Учёба для ребёнка — дело непростое и важное. А мотивация к ней — вещь тонкая. Сейчас уже началось второе полугодие учебного года, дети устали, начинают ждать летних каникул. Неблагоприятная эпидобстановка провоцирует введение карантинов, переводы на дистанционный формат, с которым не все родители и дети могут справиться эффективно.

Что же делать, если мотивации к учёбе нет, и откуда она берётся? Об этом Pravda.Ru рассказала нейропсихолог, детский психолог Кира Макарова.

Дети. Родители

Какую роль играет мотивация

Сегодня вообще говорить о начале учебной деятельности родители и педагоги начинают довольно рано. Принято уже лет с трёх заниматься с ребёнком деятельностью именно в учебном ключе. Полезно ли это? И к чему приводит? Как вовремя сформировать мотивацию к учёбе?

В детской (возрастной) психологии одну из важнейших ролей играет понятие "ведущая деятельность". Ведущая деятельность — это не то, чем занят человек с утра до вечера, а такая деятельность, занимаясь которой, человек развивается. Такая деятельность важна как воздух.

Учебная деятельность в идеале становится ведущей после прохождения ребёнком кризиса семи лет. Благодаря этому кризису в психике появляются те самые новообразования (исчезновение детской непосредственности, способность к произвольному поведению, умение концентрировать внимание, умение соблюдать законы микросоциума, школы и др.), которые и создают мотивацию к учёбе.

Почему ребёнок не хочет учиться

На более ранних возрастных сроках мотивации нет и не может быть. Ребёнок будет заниматься с удовольствием, если занятия будут практически полностью игровые с включением учебных моментов. Учиться в этом возрасте, в классическом понимании этого слова, ребёнок не будет. Ребёнок хочет играть, потому что игра в возрасте от трёх до шести-семи лет — это ведущая деятельность.

Нажитые неврозы и испорченные отношения родителей с ребёнком, которые заставляют его учиться, — лишнее тому доказательство и прямая дорога к отсроченному формированию мотивации. Такие дети ещё долго не хотят учиться и всячески саботируют даже занятия уже в младшей школе.

Дети

После семи лет, поступая в школу, ребёнок начинает учиться, но для этих занятий ещё характерны игровые включения (сюжетные герои, загадки, игры, ребусы), то есть происходит постепенный переход к учёбе.

Младший школьник — ребёнок, поэтому вопрос личной мотивации к учёбе не всегда доступен ему самостоятельно. Огромную роль в мотивации играет личность матери, родителей.

В младшей школе ребёнок учится для них. Он приносит маме свои "пятёрки", он хочет быть успешным в её глазах. Поэтому если в семье младший школьник не имеет мотивации к учёбе — это тема про родителей, про их включённость в ребёнка.

  • Обязательное участие матери в обсуждении успехов,
  • её желание оказать помощь и организовать ребёнка на учёбу,
  • её собственная организованность —

вот основные факторы формирования учебной мотивации.

Иными словами, если ребёнок в первом-четвёртом классах не учится — это сигнал к тому, что он не получает от родителей (не от учителя!) нужного внимания и поддержки.

Личность ребёнка этого возраста формируется в семье. Школа начинает оказывать своё влияние, но главное в этом возрасте — семья.

Ребёнок 7-12 лет (плюс-минус год) должен хотеть учиться, об этом важно помнить.

Если ребёнок этого возраста учиться не хочет или ему это очень трудно даётся и мотивация есть, но падает, нужно,

  1. во-первых, обратить внимание на детско-родительские отношения,
  2. во-вторых, обратиться к специалистам: психологу, детскому нейропсихологу, если нужно — неврологу для выяснения причин и оказания помощи.

После 13 лет ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, а учёба уходит на второй план. Если в младшей школе мотивация сформировалась, она будет присутствовать в учёбе, но не будет главной. Если нет, то проблемы с учёбой неизбежны.

И здесь очень важен круг общения подростка. Если там будут сверстники, которые имеют сформированную ранее мотивацию, это прекрасно. Подростки будут и общаться (это определяет развитие), и учиться.

Поэтому спрашивать у подростка про учёбу уже не актуально. Актуально общение и друзья. Учёба стала неотъемлемой частью жизни человека, но сформировалась она в младшей школе (если сформировалась).

Если мотивация не сформирована к 13 годам, далее этот процесс уже намного меньше доступен для контроля и коррекции, наступил другой возрастной этап…

Поправить ситуацию здесь и далее поможет встреча с увлечённым и интересным педагогом, который своей личностью привлечёт подростка к общению и учёбе, который может оказать огромное влияние на мотивацию. Но это, скорее, частные случаи.

Таким образом, для формирования и поиска потерянной мотивации к учёбе очень важными инструментами являются:

  • уровень развития ребёнка,
  • начатая в нужное время учебная деятельность,
  • возрастной этап,
  • включённость родителей,
  • отношения в семье,
  • внимание к ребёнку,
  • выбор хорошей школы,
  • наблюдение за общением подростка с друзьями
  • и собственное желание родителей быть организованными, успешными и счастливыми.
Автор Ирина Гусакова
Ирина Гусакова — обозреватель Правды.Ру
Редактор Елена Тимошкина
Елена Тимошкина — шеф-редактор Правды.Ру *
Обсудить